Этот год стал для таганрогского пловца Аркадия Вятчанина триумфальным: он установил свой первый мировой рекорд на этапе Кубка мира.
Другая дончанка, Юлия Ефимова, завоевала первое для России "золото" в женском плавании. До этого донское плавание не достигало таких высот.
За обеими спортивными "звездами" стоит один тренер: мама Аркадия Ирина Вятчанина. Как ей удалось вывести спортсменов на мировую орбиту? Об этом - интервью корреспондента "РГ".
Мы договорились встретиться в открытом бассейне "Дельфин" перед тренировкой. Ирина Германовна не без гордости призналась, что на базу "Круглое" в Подмосковье, где тренируется сборная России по плаванию, они выезжают нечасто.
Российская газета: Дома и стены помогают?
Ирина Вятчанина: Прежде всего потому, что в Таганроге есть хорошая база - бассейн, в котором год назад сделали ремонт. Раньше не бассейн был, а корыто, и называлось "резервуар для хранения воды". Вместо разделяющих бортиков болтались веревки. Волны ходуном ходили по всем дорожкам. Теперь - красота! Помогло то, что мы результаты давать стали. А больше приличных открытых бассейнов в области нет. В ростовском СКА прямо в чаше бассейна деревья растут! А ведь на юге живем, здесь должно быть много открытых бассейнов.
РГ: Вы раньше на севере жили, в Воркуте, там и Аркадий родился. Как на юг попали?
Вятчанина: В Таганрог приехали вместе с бывшим супругом по приглашению министерства по туризму и спорту Ростовской области - поднимать плавание на Дону. Предложили на выбор Ростов или Таганрог. Я выбрала Таганрог. Не люблю мегаполисы. По этой причине и в Москву не переехала, и за границу, когда предложения поступали. В Таганроге все рядом - дом, бассейн. Не надо в пробках стоять. Я очень люблю водить автомобиль, но не по загруженным дорогам. Когда мы приехали десять лет назад, плавание как вид спорта в регионе отсутствовало. Было где развернуться.
РГ: Актеры часто в интервью говорят, что всячески отговаривают своих чад от работы в кино, театре. Потому что на своей шкуре испытали, какой это адский труд. А вы, как бывшая пловчиха, пытались "защитить" сына от спорта?
Вятчанина: Аркаша в шесть лет пошел в музыкальную школу, потом бросил. Наверное, потому что на тот момент мы не обзавелись инструментом. Теперь в моем доме в Таганроге стоит настоящее концертное фортепьяно. Я очень люблю, когда приезжает моя подруга и мы устраиваем музыкальные вечера. Потом сын увлекся игрой на гитаре. А с восьми лет стал плавать. Ему деваться было некуда. Мама - тренер, папа - девятикратный чемпион России и тоже тренер. Аркадий вырос в бассейне.
РГ: Интересно, как вы отбираете будущих чемпионов? Возможно с первого взгляда определить, этот ребенок годится для "большого" плавания или нет?
Вятчанина: По тому, как человек ведет себя в воде, много что можно сказать. У нас группы здоровья занимаются. Одни проплывут дорожку и отдыхают или болтают друг с другом. А другой любитель плавает без устали. И скорость есть, и скольжение, и ритм, чувство воды развито. А это и есть те качества, которые отличают хорошего пловца. Думаешь, эх, не попался вовремя тренер, который бы в детстве разглядел талант. Очень важно не заставлять ребенка тренироваться из-под палки. Тех, кого приходится караулить, я не тренирую. Это не спортсмены.
РГ: Юля Ефимова тренировалась сначала у папы в Волгодонске и признавалась, что он - более мягкий тренер, а вы жесткий. Бывало и такое, что девушка даже сумки собирала, чтобы уехать из Таганрога. Какую тактику вы выбираете, если чувствуете, что спортсмен на пределе?
Вятчанина: Без жесткости в спорте нельзя. Это точно. Когда пытаются успеть и там и сям, ничего не получается. Век спорта не столь долог, чтобы можно было себе позволить отвлечься. Палку перегибать, конечно, не нужно. Но Аркадий и Юля - это те дети, которых не надо было уговаривать. Они знают, чего хотят. Их цель - победить на Олимпийских играх. А про то, как Юлька собирала чемоданы, я только спустя много времени узнала. Главное, что она не уехала. У нее вообще бойцовский характер. А ведь победить можно на одном характере.
РГ: В Пекине Аркадий показал самый настоящий олимпийский характер. Стартовал с высокой температурой, а потом оказалось, что надо опять переплыть дистанцию. Как матери, глядя на больного ребенка, вам не хотелось плюнуть на все, укутать свое чадо и дать чаю с малиной?
Вятчанина: Я сказала: "Сынок, это Олимпиада. Ты так к ней готовился. Ты так хотел. Если сейчас откажешься, ты себе этого не простишь". И он проплыл!
РГ: Чтобы победить, надо много плавать?
Вятчанина: Много плавать надо с детства, чтобы почувствовать воду, себя в воде. Потом, когда спортсмен становится профессионалом, нарабатывает мощность, плаванье можно сократить по объемам. Аркадий до 2008 года очень много плавал. День фактически проходил так: бассейн - дом - еда. Даже с девушками перестал встречаться. А результатов нет. Поэтому мы начали экспериментировать. Стали меньше плавать, зато отрабатывали тактические моменты. Тренировки до изнеможения выхолащивают спортсмена. Надо, чтобы он ушел из бассейна усталым, но довольным.
РГ: Вы говорите "мы стали экспериментировать". Спортсмен тоже имеет право голоса, что и как надо делать?
Вятчанина: А как же! Тренировка - это не механическое передвижение ногами и руками. Тренер закладывает мысли, делает наметки, но и его воспитанник, если он талантлив, творчески подходит к процессу. В этом и есть связка тренер - спортсмен. Высокой планки достигнет тот спортсмен, кто хочет уловить что-то свое. Вот у Юльки прекрасное чувство ритма и скорость, она это уловила и пользуется. Переключается от одной техники на другую, чем удивляет и сводит с ума соперниц.
Досье "РГ"
Ирина Вятчанина - заслуженный тренер РФ. Родилась в Воркуте, чемпионка и рекордсменка КОМИ АССР. Тренер с 1973 года. В 1999 году по приглашению министерства спорта и туризма Ростовской области переехала на Дон.