18.12.2009 17:20
    Поделиться

    Корреспонденты "РГ" побывали в единственном в мире месте добычи янтаря

    Как невзрачный шероховатый кусочек окаменевшей 50-миллионолетней смолы превращается в прозрачную бусину, сияющую серьгу, резную статуэтку?

    Увидеть этот процесс от начала до конца можно в единственном месте на планете - на калининградском побережье.

    Именно здесь, на российском берегу Балтики, сосредоточены более 90 процентов мировых разведанных запасов янтаря. Сюда, в район нынешнего поселка Янтарный, доисторический ледник сдвинул вместе с гигантскими толщами почвы целые леса пинус сукцинифера - сосны янтароносной (именно ее застывшая смола, пролежавшая десятки миллионов лет под землей, превратилась в солнечный камень, или "золото Балтики"). А потому здесь находится единственное в мире предприятие по промышленной добыче и переработке янтаря.

    Путь ископаемого из недр к людям начинается с карьера. Отсюда извлекают около трехсот тонн солнечного камня в год. И увеличивать эту цифру не планируют: и так, говорят, обеспечиваем потребности всего мира в янтаре. Разве что он резко в моду войдет или ученые откроют какие-то его новые необыкновенные свойства. Но и тогда на всех хватит: геологическое исследование показало, что этого месторождения хватит при нынешних темпах добычи лет на двести, а ведь оно в области не единственное.

    Если нет дождя, который превращает глинистые откосы в вязкую оплывающую массу, в карьере кипит жизнь. Когда смотришь сверху в огромную земляную чашу, техника в ней кажется игрушечной, а люди - букашками. Высота "стен"-откосов карьера - более 50 метров. Именно на этой глубине залегает пятиметровый пласт голубой янтароносной земли. А все, что сверху, - пустая порода, которую нужно убрать. Гигантский "шагун" - шагающий экскаватор весом 700 тонн - снимает по десять кубометров за раз одним ковшом, который 70-метровая стрела вздымает вверх, воздвигая земляные горы. (Когда в этой части карьера закончится выработка, здесь пройдутся бульдозеры и все заровняют, а со временем на этом месте вырастет лес - как по соседству, где лет 10-15 назад добывали янтарь, а теперь грибы люди собирают.) У подножия "шагуна" суетится добывающий экскаватор вдвое меньше - снимает уже саму голубую глину вперемешку с янтарем, насыпает ее конусами. Потом каждый из этих терриконов размоет мощная струя воды. Поток пульпы - янтарно-глиняно-водяной смеси течет вниз, к землесосам. В нем балансируют сачколовы: их задача - выловить из мутного потока крупные куски янтаря, чтобы их не разбило в трубе. Один из них достает из сачка плоский кругляш размером с две моих ладони и кидает в стоящее на берегу ведро, комментируя: "Граммов на триста - четыреста потянет..."

    Дальше насосы втянут янтарный поток в трубу, по которой он подается в узел обогащения. Здесь солнечный камень промывается и дождем сыплется в виброгрохот - систему решеток с разным размером ячейки. Это - первая сортировка добычи: самые большие куски останутся на верхней решетке, где отверстия крупнее, мелочь ссыплется в самый низ. Дальше янтарь в прямом смысле слова пойдет по рукам. Еще не изобретены в мире механизмы, которые смогут заменить человека в этом деле: разобрать кусочки янтаря по форме и по цвету. Отделить будущую "оливку" или "барилку" от "бочонка" (формы бусин) или самый дорогой костяной янтарь с голубизной, зеленцой от медового и коньячного, увидеть внутри инклюз - доисторического комара или муху, увязшую когда-то в смоле да так и застывшую в ней на миллионы лет, - это может только человеческий глаз.

    - "Оливки" делают только из матового или полуматового янтаря, а из прозрачного - только шар, так красивее, - объясняет начальник экспериментального ювелирного цеха Елена Кочеткова. Здесь стоит густой смолистый дух. "Бесплатная ингаляция", - шутят работницы. Кстати, если вы сомневаетесь - из янтаря ваше украшение или искусная подделка из пластмассы, - нагрейте его, и все поймете по запаху.

    Диск с алмазным напылением, смоченный водой, бесшумно снимает корочку, открывая истинный цвет янтаря. За минуту - бусина, за смену - три кило солнечного камня обработает мастерица. Затем шарик или овал шлифуют и полируют, чтобы заиграл и засиял, оправдывая свое название "солнечный камень". Ведра бусин сыплются в барабаны, где им предстоит 36 часов крутиться вместе с полировочной пастой и наполнителем - кусочками дуба и ели. "Барилки" и "бочонки" станут четками, которые на ура идут в разных странах мира. А "облепиха" и "мятый шар" - бусами.

    В каждой бусине предстоит просверлить дырочку - очень аккуратно, чтобы хрупкая смола не треснула. И - на сборку: быстро мелькают пальцы, нижется нить, отмеряется по линейке... Красивая, хотя и монотонная, скрупулезная работа - только для женских рук. Кстати, в украшениях из янтаря сотрудницы на работу не ходят. Запрещено инструкцией.

    Поделиться