Эксперты МАДИ подсчитали: столица теряет на простоях 40 миллиардов рублей в год! Отложили ли власти Москвы борьбу с дефицитом автомагистралей до лучших времен? Или предпочитают хоть и медленно, но двигаться вперед? На эти и другие вопросы "РГ" ответил руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко.
Александр Николаевич! Ликвидация в середине девяностых годов дорожного фонда заставила московские власти научиться строить дороги на деньги из бюджета города. До кризиса осваивалось уже около 100 миллиардов рублей в год! И вдруг падение: на 2009 год выделили всего 46 миллиардов. К чему это привело?
К тому, что вынуждены точнее определять приоритеты. Если раньше, например, перекладывали коммуникации на протяжении всей реконструируемой трассы, то теперь только там, где пройдет именно дорога. Это позволило продолжить работы практически на всех ранее начатых крупных объектах. К тому же правительство Москвы при первой возможности добавляет денег на дорожное строительство. В частности, еще полтора миллиарда рублей недавно выделено на Алабяно-Балтийский тоннель, что позволило начать там работы.
Мосгордума рассматривает сейчас проект бюджета 2010 года. Дорожное строительство там как выглядит?
Увы! Пока денег заложено всего 37 миллиардов рублей. Мы просим увеличить эту сумму хотя бы на 10-15 миллиардов. Решение будет зависеть от того, как город завершит нынешний бюджетный год.
А федеральный центр участвует в транспортном развитии столицы? Ведь Москва - не просто мегаполис, но еще и столица, административный центр России, что существенно увеличивает транспортную нагрузку на ее дороги.
Вклад федерального бюджета - 3 миллиарда рублей. Это при наших-то потребностях! Правительство Москвы ставит вопрос о финансировании 50:50. Увы, такого подхода пока удалось добиться лишь в ходе реконструкции Крестовского путепровода.
Больше всего москвичи ждут окончания реконструкции Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, по сути главной магистрали столицы, которая ведет из аэропорта Шереметьево прямо к Кремлю. Ее обещали сделать бессветофорной в 2010 году. Понятно, что теперь это нереально. Но хотя бы в 2012 году - новый срок, названный властями, - увидим Большую Ленинградку другой?
Думаю, что это произойдет раньше - к очередному Дню города. Посмотрите, как много на трассе сделано! Напомню: самой первой, еще в 2007 году, была построена развязка у Ходынки. Благодаря ей у жителей огромного нового района не стало проблем с въездом-выездом. Транспортная развязка на Головинском шоссе тоже готова, а еще одна - в районе метро "Войковская", будет закончена в этом году. Сейчас силы брошены на развязку у "Сокола". Ленинградский тоннель там давно действует. В конце прошлого года была построена эстакада. Движение по Волоколамскому тоннелю, как и планировали, пустили в августе, а 25 декабря надеемся пустить вторую нитку - Балтийско-Алабянский тоннель в сторону улицы Балтийской. Участок тоннеля в сторону улицы Алабяна пройдет под линией железной дороги, благодаря чему появится поперечная связка между двумя соседними районами. В любом случае от "Сокола" строители к концу года уйдут, а пропускная способность транспорта здесь заметно увеличится.
А что происходит на главных столичных площадях, которые затронул этот грандиозный проект? Например, к Белорусскому вокзалу автомобилисты из-за стройки сейчас просто боятся сунуться. Там длительное время был простой...
Да. Во время освоения подземного пространства обнаружились коммуникации, не учтенные на старых планах. Перекладка их стоит свыше миллиарда рублей. Город деньги выделил, но расчеты с инвестором потребовали времени, и потому произошла заминка. Сейчас строится стена в грунте, которая должна обезопасить подземный торговый комплекс. Эта работа, как и вывод инженерных коммуникаций, закончится в первом квартале, и тогда строители уйдут с площади Белорусского вокзала. Можно будет заняться пуском движения между 1-й и 2-й Брестскими улицами. В 2011 году москвичи поедут уже по новой схеме. На очереди - реконструкция путепровода. Сначала она не планировалась, но обследование показало 70 процентов его износа. Сейчас делается проект.
А как москвичи поедут, когда путепровод закроют?
Новый построим справа от действующего, если ехать из области. Так что движению не помешает.
А под землей разместится торговый центр?
Да, в четыре этажа, а по соседству - паркинг на 700 машино-мест. Сама площадь станет тоже комфортнее: на ней появятся новые пешеходные переходы, гостиницы, автостоянки. Но главное, пропускная способность автомобилей вырастет на 30 процентов.
Проект реконструкции Пушкинской площади утвердили?
Идут последние согласования, но в целом ясность уже имеется. Со стороны Тверского и Страстного бульваров под площадью пройдет тоннель длиной 300 метров, 100 метров из которых будут в закрытой части. В нем четыре полосы движения - по две в каждую сторону. В подземном комплексе на 100 тысячах квадратных метров разместятся автостоянки, музей археологических находок, выставочный зал, кинотеатр.
Москвичей особенно волнует участь любимой Пушки - места свиданий всех влюбленных...
Внешний вид площади не изменится. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, фонтан - все останется на месте. За историческими зданиями в ходе строительства будет налажен мониторинг. Неудобства от работ жителям соседних домов решено компенсировать возможностью пользоваться построенными паркингами на льготных условиях.
Через канал имени Москвы хотели построить еще один мост...
Работа по его сооружению началась в конце прошлого года. Опоры над каналом уже возведены. До конца года планируется сделать надвижку самого моста через канал. Если будет достаточно средств, то в будущем году постараемся запустить по новому мосту движение, а старый реконструировать. В результате появится трасса с восемью полосами движения - четыре в одну сторону и четыре -в другую.
Но какой смысл расширять дорогу, если на территории Московской области, в районе магазина Гранд, она все равно уткнется в узкое бутылочное горлышко?
Существует правительственная комиссия по развитию Московского транспортного узла, которую возглавляет министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин, а членами ее являются мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Подмосковья Борис Громов. Так что, думаю, проблема будет решена. Когда реконструкция трассы останется позади, все поймут, ради чего она затевалась: ее пропускная способность увеличится с 1340 до 25 590 автомобилей в час.
Еще одна знаковая стройка для Москвы - Четвертое транспортное кольцо. Как оно продвигается?
Пока реконструируются вспомогательные улицы, чтобы сделать связку между Щелковским и Измайловским шоссе. Это разгрузит Садовое кольцо. Дело в том, что жители востока и юго-востока столицы, которым нужно попасть в соседний район, сейчас вынуждены ехать до центра лишь для того, чтобы развернуться и двинуться обратно. Этот пусковой комплекс планируем сдать до конца года.
Какие объекты еще близки к завершению?
Самое приятное то, что, несмотря на дефицит финансов, работы не прекращаются практически нигде. О "Большой Ленинградке" на севере я уже рассказал. На юге недавно завершена реконструкция Варшавского шоссе от МКАД до Щербинки. Теперь и там жители имеют по четыре полосы движения по современной автомагистрали в каждую сторону.
Для облегчения ситуации на востоке строится четырехполосная дорога Вешняки - Люберцы. Трасса пройдет под МКАД и войдет в город в районе Рязанского шоссе. Первый участок - до МКАД - будет сделан также в этом году, что обеспечит нормальный выезд жителям двух новых районов - Кожухова и Вешняков. За два года построим ее полностью. Проектируется также реконструкция Старой Рязанки, строительство Выхинского транспортно-пересадочного узла...
На западе продолжается реконструкция Звенигородского проспекта. Здесь к декабрю мы полностью пустим движение от Живописного моста до 3-го Силиткатного проезда - по пять полос в каждом направлении. На этом участке останется всего два светофора, причем один из них - по настоятельной просьбе жителей, потому что там пока имеется очень неудобный участок для перехода через проезжую часть. Его уберут, когда будет построен подземный пешеходный переход. Ну и в конце декабря наконец полностью завершится обновление Крестовского путепровода.
Сколько же рабочих сейчас строят дороги в Москве?
Около 10 тысяч. Причем они работают везде в три смены, по скользящему графику, без выходных и праздников. И это, пожалуй, самое главное - возможность не останавливаться, двигаться вперед. Даже в Новый год каникул не будет - дадим 1 и 2 января людям встретить праздник с семьей, а уже 3 января отправимся снова на стройку. Хорошие дороги из любого кризиса побыстрее выведут.