Конференция ООН по климату вступила в финальную стадию. Но шансы на ее успех с каждым днем выглядят все более сомнительными. Кто-то даже в шутку сравнил форум с тонущим "Титаником".
Все же, наверное, были допущены серьезные просчеты на стадии подготовки конференции. Разговоры о глобальном потеплении и о необходимости глобальной оонов ской конференции ведутся давно. Но, как выяснилось, до Копенгагена не состоялось даже предварительного согласования позиций.
В результате эксперты без малого 200 стран, облеченные полномочиями своих правительств, съехались в датскую столицу с весьма различными, иногда диаметрально противоположными взглядами на то, какие решения должна принять конференция. И, в частности, надо ли сохранять в каком-то виде действующий Киотский протокол, должны ли быть введены ограничения на выбросы для развивающихся стран, какую дополнительную нагрузку следует принять на себя индустриально развитым странам.
Десять дней продолжались вязкие дискуссии. Иногда они прерывались демаршами со стороны различных государств и угрозами бойкота. Поскольку процедура голосования по итоговой резолюции не демократическая, то есть для принятия решения требуется не большинство голосов, а консенсус, то переговорный процесс постоянно блокировался и буксовал.
В Копенгагене раскол между мировыми "севером" и "югом", между богатыми и бедными странами казался иногда почти непреодолимым. Все говорили, что планету надо спасать, но относительно конкретных рецептов мнения расходились: спасение планеты - дело дорогостоящее, требующее больших жертв. Надо поступаться экономическими интересами, перераспределять ресурсы с очевидными сиюминутными потерями ради светлого будущего.
Считалось, что крайний срок для выработки документов конференции - среда, когда в датскую столицу начали съезжаться руководители более ста государств. Не "царское" это дело - втягиваться в переговоры и находить взаимоприемлемые формулировки для итоговых документов. Монархи, президенты и премьеры должны были выступать с политическими заявлениями и говорить о своем видении глобальных проблем и перспективах.
Еще в начале недели тревогу забил Генсек ООН Пан Ги Мун: "Если решение всех вопросов оставить лидерам стран, мы рискуем тем, что конференция завершится провалом". А такой исход, по словам Генсека, мог бы иметь просто катастрофические последствия.
В Копенгаген приехал президент РФ Дмитрий Медведев. Сегодня он выступит с речью. Еще до отъезда российский лидер подтвердил, что Россия принимает "максимально заинтересованное участие в формировании нового соглашения о климатическом режиме на так называемый "посткиотский период", период после 2012 года".
Большинство наблюдателей сходятся в том, что в Копенгагене посткиотский документ не будет принят. Стороны ограничатся политическим документом, который определит процесс климатических переговоров на 2010 год.
Перед отъездом в Копенгаген Дмитрий Медведев подписал климатическую доктрину, которая содержит анализ последствий изменений климата для России и направления действий в экономике. Основная часть доктрины связана с путями повышения энергоэффективности.