Проводить в последний путь известного политика и экономиста Егора Гайдара пришли тысячи человек. Вместо двух часов, как предполагалось вначале, церемония прощания длилась четыре.
В траурном зале Центральной клинической больницы - десятки венков. От президента и председателя правительства Российской Федерации, от министерства экономического развития, Академии народного хозяйства, от семьи Шохиных, Петра Авена... Одними из первых вошли в зал друзья и коллеги Гайдара по работе - Анатолий Чубайс, Геннадий Бурбулис... Отдали последний поклон помощник президента Аркадий Дворкович, министр образования и науки Андрей Фурсенко, бывшие премьер-министры Виктор Черномырдин, Сергей Степашин.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, сопровождал к гробу Эльвиру Набиуллину, министра экономического развития РФ. Поклонились режиссер Марк Розовский, актер Алексей Серебряков. Под шорох фотовспышек в зал вошла вдова первого президента России Наина Ельцина вместе с дочерью Татьяной Дьяченко. Наина Иосифовна склонилась в низком поклоне над гробом, не скрывая слез.
Очередь желающих проститься все увеличивалась. Достаточно просторный зал был переполнен. "Никто не ожидал, что придет так много людей, - сказал корреспонденту "РГ" один из организаторов похорон. - Мы опасались каких-либо эксцессов, поэтому были приняты дополнительные меры безопасности. Но все политические страсти остались за порогом этого зала".
Однако о них никто из присутствующих не забывал. "Гайдар возглавил команду реформаторов, которые приняли на себя весь удар, - сказал Виктор Черномырдин журналистам. - К их преобразованиям нет однозначного отношения. А что, оно есть к реформам Столыпина?" Наина Ельцина уже на панихиде сказала: "Егор Тимурович пришел в самое тяжелое для страны время, он знал, что большинство людей вряд ли скажут ему спасибо, но спокойно, уверенно все это проводил в жизнь". Вице-премьер Александр Жуков, выступая с прощальным словом, подчеркнул: "Гайдар был лидером в тот момент, когда страна не по его вине пришла к страшному кризису. В этой ситуации действительно он взял на себя смелость принять очень важное решение, к которому он себя готовил долгие годы". Сказав, что учился с Егором Гайдаром на одном курсе, вице-премьер подчеркнул: "Он всегда делал то, что считал правильным, и шел в этом до конца". По его словам, миссия Гайдара не закончилась с его уходом из правительства: "Он оставил "солидное" наследство - взять ту же налоговую систему, в разработке и формировании которой он принимал самое активное участие".
По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, Егор Гайдар, уже будучи директором Института экономики переходного периода, работал с представителями российского правительства в тесном контакте: "Мы постоянно созванивались, встречались - он давал свои экспертные оценки различным решениям. Многие из наших друзей в правительстве обращались к нему, он всегда готов был приносить пользу, но деликатно оставался в тени".
Об этом же говорил и Анатолий Чубайс, генеральный директор "Российской корпорации нанотехнологий": "Для самых серь езных и ответственных людей в нынешнем правительстве Егор - абсолютный моральный авторитет. Никто не знает, от скольких опасностей он уберег нас всех за последние пятнадцать лет". Пожалуй, через все речи печальным рефреном звучали слова Чубайса: "Невозможно представить себе, чтобы мы когда-нибудь с ним обсуждали: "Егор, а как ты оцениваешь свою историческую роль?" Но как раз сейчас нам придется это сделать. Это наша задача - дать ему настоящую и адекватную оценку, всему тому, что сделано им за все эти годы".
Тело Егора Гайдара в соответствии с его желанием будет кремировано. Местом упокоения станет, очевидно, Новодевичье кладбище.