Трагические события последних месяцев заставили власти всерьез задуматься о введении обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами и устроителей массовых мероприятий перед их участниками. Так, по словам замминистра транспорта Сергея Аристова, законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" должен быть внесен в Госдуму до конца года. Премьер-министр Владимир Путин после пожара в "Хромой лошади" заявил о необходимости подключать экономические механизмы, которые побуждали бы бизнес не скупиться на безопасность, имея в виду прежде всего обязательное страхование ответственности. О том, что надо внедрять механизм страхования на объектах малого бизнеса с массовым пребыванием людей, на прошлой неделе заявил и глава МЧС Сергей Шойгу.
Сегодня механизм страхования ответственности в полную силу работает, пожалуй, только в области авиаперевозок: обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед пассажирами предусмотрено Воздушным кодексом, в нем и страховая сумма прописана - 2,025 млн рублей за жизнь и 2 млн за ущерб здоровью. Законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" предусматривает такие же суммы возмещения. Пока же при пожарах или авариях на транспорте возмещение ущерба жизни, здоровью и имуществу пострадавших ложится на плечи государства.
Суммы серьезные. Например, правительство распорядилось выделить органам исполнительной власти субъектов РФ, где проживают семьи погибших и пострадавших в результате крушения "Невского экспресса", из федерального бюджета дотации на сумму 45 млн рублей и бюджетные ассигнования из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере до 20 млн рублей (по 150-300 тыс. рублей пострадавшим в зависимости от степени ущерба здоровью и по 700 тыс. семьям погибших). Семьи погибших при пожаре в Перми, согласно распоряжению правительства РФ, должны получить из федерального бюджета по 400 тыс. рублей, а пострадавшие - по 300 тыс. Кроме того, бюджету Пермского края предоставляются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности краевого бюджета - 86 млн рублей. Эти средства направят на оказание единовременной материальной помощи семьям погибших и пострадавшим при пожаре в ночном клубе. И еще 432,6 млн рублей выделено на медицинскую помощь пострадавшим.
Если бы ответственность перевозчиков была застрахована в объеме, предусмотренном законопроектом минтранса, а ответственность владельцев клуба по международным стандартам за ущерб, причиненный пассажирам в первом случае и посетителям во втором, заплатили бы страховые компании. Например, только объем убытков по авиакатастрофам, оплаченный страховщиками в этом году, достиг в мире $2,4 млрд. Конечно, перевозчики закладывают расходы на страхование в цену билетов, но в пересчете на каждого пассажира это мизерная сумма. "По нашим оценкам, стоимость такого страхования для пассажира может составить не более 100-200 рублей, т.е. стоимость билета изменится незначительно", - утверждает Антон Легчилин, заместитель гендиректора СК "Энергогарант". Он же считает необходимым вводить обязательное страхование ответственности устроителей массовых мероприятий, чтобы у компании, отвечающей за это мероприятие, была возможность выплатить компенсации пострадавшим.
Однако это мнение разделяют не все. Например, Алина Малышева, начальник отдела страхования ответственности управления страхования ответственности и финансовых рисков "Росгосстраха", считает, что сейчас важнее сосредоточиться на неизбежности ответственности для причинителей вреда. "Когда организатор мероприятия, перевозчик, строитель и т.д. будет знать, что если он причинит кому-то ущерб своей деятельностью, то он будет обязан выплатить возмещение потерпевшему, и от этой обязанности никуда не уйти - он будет страховать свою ответственность по собственной воле, осознанно, серьезно подходить к объему страховой защиты, а не заключать договор страхования только в силу требований закона, не интересуясь содержанием этого страхования, стремясь к одному - минимизировать стоимость страхования, - рассуждает она. - В большинстве стран с развитыми страховыми рынками страхование ответственности организаторов мероприятий осуществляется добровольно, однако наличие страхования, как правило, является требованием контрагентов организатора, и без страхования контракты на аренду зала, выступления артистов или спортсменов просто не будут заключены".
В России же, по данным Галины Гуляевой, директора центра страхования ответственности РОСНО, сегодня страхуют свою ответственность организаторы международных соревнований, международных выставок. Это связано с международными требованиями (правилами) проведения такого рода мероприятий. Что касается владельцев небольших ночных клубов, то, как объясняет Валентина Борисова, начальник отдела страхования ответственности департамента страхования имущества и ответственности ОСАО "Россия", они меньше всего заботятся о страховании ответственности. "Поэтому обязательное страхование ответственности организаторов зрелищных мероприятий, может быть, и стоит ввести, но это введение должно подкрепляться развитием самой культуры страхования, без которого обязательное страхование не начнет действовать в полной мере", - резюмирует она.