Юрий Богомолов: В сериальной линейке смотреть практически нечего

В сериальной линейке смотреть практически нечего. А с другой стороны, что с нее взять?.. У нее задача такая - обиходить будничный прайм гражданина РФ сколько-нибудь приемлемой жвачкой. На телеэкране ее довольно - "Лапушки", "Сваты", "Братаны"... Пожевать есть что. Поесть - нечего.

В такой ситуации внимание переключается на "говорящие головы", рассуждающие о том, о сем... О людях, о чувствах, о прочем...

О прочем

О том, что выше - театр или футбол - заспорил народ на передаче "Культурная революция". Заспорили Писатель и Музыкант. Это было бы смешно, если бы не было так нелепо. Все равно, что спор на тему, как лучше писать картину - кистью или красками? Или: что предпочтительнее - хоровое или сольное пение?

У Честертона на эту тему есть такое рассуждение:

"...Один из самых ярких признаков отдаления от народа - то, что мы почти совсем перестали петь хором". И прибавил: "Надо запечатлеть смятение одинокого отчаявшегося духа... но мне хотелось, чтобы хоть изредка вступал хор. Упивайтесь жестокостью и сомнением, только бы вовремя звенел припев".

Футбол - такой "хоровой припев" к "смятению одинокого отчаявшегося духа".

И фигурное катание в рамках "Ледникового периода" - припев, который, увы, поднадоевший.

В минувшую субботу нам сказали, что проект вышел на финишную прямую. Наверное, по этому случаю позвали в жюри великую танцевальную пару Джейн Торвилл и Кристофер Дин, присутствие которых реанимировало интерес к набившему оскомину шоу. Оно стало на одну, на две десятых честнее. Этого оказалось достаточно, чтобы понять, чем занимались судьи на протяжении всего проекта.

Анне Семенович и Вадиму Калганову - круглые "шестерки" от Татьяны Тарасовой за патриотизм. Другой паре - от нее же опять "шестерки" на этот раз за великую музыку Шнитке, композитора, который одно из своих произведений посвятил мужу Татьяны Анатольевны Тарасовой.

Зарубежные гости во все эти тонкости, видимо, не были посвящены и потому снижали баллы участникам за увиденные ими ошибки. Они судили прямолинейно: споткнулся - получай 5,9; упал - 5,8. За любовь фигуриста к родине они не накидывали очки. То есть эти англичане судили не по-русски. Как не по-русски и говорили. Приходилось переводить.

Трудности перевода

Представляю, как не просто было бы перевести на английский некоторых участников дискуссии о товарище Сталине в новой программе "НТВшники".

Она шла под девизом: "Сталин с нами!" И что важно отметить: не с вопросительным, а с восклицательным знаком. Так телеканал НТВ решил отметить 130-летие со дня рождения вождя.

Англичанам даже при очень качественном переводе с языка Пушкина на язык Шекспира то, что говорилось в студии, нелегко было бы понять. И чего эти русские так горячо хлопочут.

Вроде бы все более или менее очевидно. Исторический именинник, загубил миллионы людей до войны, подставил еще миллионы своих соотечественников во время войны. Почему же он продолжает через десятки лет оставаться для потомков погибших объектом поклонения, а в иных случаях - обожания?

Все это в мозгу нормального обывателя как бы не может уместиться... А в мозгу гражданина Зюганова легко умещается. И не потому, что мозг у главы КПРФ такой обширный. Как выяснилось, потому, что все преступления Сталина против человечности он отсекает. Он их не видит в упор и готов настаивать, как горьковская Настя из "На дне": "Не было этого!"

Напрасно его энтэвэшники пытались припереть к стенке и вырвать из него признание в палачестве вождя прогрессивного человечества. Из него вырывались только абзацы: "Надо понимать, с чего начинали. Начинали практически с нуля. Сталин реализовал ленинский план ГОЭЛРО... было построено 6000 предприятий..." И т.д.

Впрочем, что можно ожидать от наследников Сталина как кровных, так и политических? У них в головах - органчики с давно несменяемыми валиками.

Самое, наверное, трудное для фигуристов Торвилл и Дина, если бы они поприсутствовали на передаче "Сталин с нами", было понять тех, кто непосредственно натерпелся от Сталина. Например, того зека, о котором рассказал коммунист Харитонов. Тот десять лет отбарабанил на Колыме ни за что ни про что - и претензий ни к кому и никаких.

И уж совсем невозможно зарубежному обывателю уразуметь, как добрая половина населения РФ спустя чуть более полувека способна желать возвращения на пьедестал и в Кремль человека, которого другая половина считает палачом.

Умные говорящие головы склонны объяснять сегодняшние неосталинистские настроения социальными проблемами большей части населения. Кабы, мол, ни коррупция, ни нищета, Сталину не нашлось бы места на сегодняшней политической сцене.

Ситуация, на мой взгляд, представляется более прискорбной. Из обсуждаемого ток-шоу этот вывод напрашивается. Массовый человек живет в раздвоенном пространстве: в реальном и в мифологическом. Последнее много шире и глубже первого; оно и базис, и надстройка. Оно и фундамент, и крыша.

Энергичные, напористые энтэвэшники отважно бросились на приступ гранитной мифологии, и понятное дело, все их доводы, факты и умозаключения отскочили от нее, как горох от стенки. Что может живой человек доказать каменному гостю? Чем он может его пронять? Разговорами о душах невинно замученных и убиенных? А он в ответ гранитной дланью укажет на построенные электростанции и каналы.

Спор действительно, как замечено было на программе, не о нем, о нас, о массовом человеке.

И он отчужден от реальной истории, и он живет в мифологическом пространстве. Потому-то и он вслед за Сталиным и за Зюгановым не обращает внимания на моря слез и крови, пролитые Сталиным.

***

После кончины Гайдара Первый канал изменил ночную сетку и поставил в эфир недавнее интервью Познера с Егором Тимуровичем. НТВ вне объявленной программы показало "Школу злословия" двухгодичной давности, где Гайдар делился думами о былом и настоящем. Я ждал "Постскриптума" Алексея Пушкова. Но ведущий почти отмолчался, если не считать его обещание выдать через неделю свою победную песнь на смерть реформатора.