Правительством одобрена Энергетическая стратегия до 2030 года (ЭС-2030). В этом масштабном документе обозначены основные приоритеты долгосрочного стратегического развития российского топливно-энергетического комплекса.
Помимо основных тенденций и прогнозных оценок социально-экономического развития России на период до 2030 года в данном документе очень подробно рассматриваются перспективы спроса на российские энергоресурсы, региональные и межотраслевые аспекты развития топливно-энергетического комплекса.
Это документ для документов, в ЭС-2030 сложно найти конкретных рецептов, каким образом можно достичь поставленных целей. Министр энергетики РФ Сергей Шматко, представляя документ на заседании правительства России, отметил, что главное в стратегии - не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора. Она необходима при разработке и корректировке региональных стратегий и программ социально-экономического развития, Генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, а также комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов. Также эти положения должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.
Главными стратегическими ориентирами в государственной энергетической политике по-прежнему признаются - энергетическая безопасность, экономическая (бюджетная) эффективность, экологическая безопасность энергетики и энергетическая эффективность экономики.
Согласно стратегии российский ТЭК в эти годы должен преодолеть три этапа развития. Во время первого (с 2013 по 2015 год) этапа отечественные компании должны будут наладить обновление основных фондов и переломить негативные тенденции в геологоразведке. На втором этапе (2020-2022 годы) ТЭК должен вырасти в абсолютных показателях. Третий (до 2030 года) будет связан с технологическим прорывом.
Какие новые тенденции рассматриваются в Энергетической стратегии-2030? В сфере энергоэффективности намечается не менее чем двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК. Кроме того, предусматривается 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными и доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до 300 млн тонн условного топлива в год.
В новой Энергостратегии особая роль отводится внешней энергетической политике страны. Ее стратегической целью является максимально эффективное использование энергетического потенциала России внедрения в мировой энергетический рынок для укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды. Один из предпочтительных вариантов, рассматривающихся в документе, - рост экспорта углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 26-27%.
Диапазон прогнозных оценок роста к 2030 году производства и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по сравнению с существующим уровнем составляет: для производства ТЭР - 26-36%; для внутреннего потребления ТЭР - примерно в полтора раза больше (39-58%). Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72.
Развитие нетопливной энергетики - атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику - является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов.
Также будут развиваться новые возобновляемые источники энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) - к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд кВт.ч, т. е. вырастет более чем на порядок. К концу третьего этапа долю нетопливных источников в производстве электроэнергии предусматривается увеличить с 32% (2008 год) до 38%.
Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Такая тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта.
Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения, потребует крупных инвестиций - как прогнозируется, средний ежегодный объем инвестиций в реализацию мероприятий ЭС-2030, включая развитие отраслей ТЭК и сферы энергоснабжения (теплоснабжение, энергосбережение, автономное энергоснабжение), возрастет более чем в полтора раза и составит около 60 трлн рублей на период до 2030 года. При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации Энергостратегии.
Алексей Громов, заместитель директора Института энергетических стратегий:
- Опыт реализации предыдущей Энергетической стратегии (ЭС-2020) показал, что при кратном изменении важнейших внешних параметров развития российского энергетического сектора (за годы реализации ЭС-2020 (2003-2008) мировая цена на нефть возросла с 27 до 94 долл. США за баррель. Это более чем в 4 раза отличалось от прогнозных показателей, заложенных в Стратегию, параметры развития собственно энергетического сектора изменились лишь на 5-7%.
Российский энергетический сектор обладает достаточно высоким потенциалом внутренней устойчивости и инерционности, который позволяет нам формировать стратегический курс его развития на основе целевых ориентиров, а не постоянно меняющихся прогнозов внешних и внутренних условий.
В этой связи следует подчеркнуть, что формирование новой Энергетической стратегии не связано с плохим качеством или нереализуемостью основных параметров ЭС-2020. Это требование времени. Кроме того, это необходимое условие стратегического планирования в энергетике, записанное в системе реализации ЭС-2020, предполагающее пролонгацию Энергетической стратегии каждые пять лет. Это необходимо, чтобы максимально учесть новые тенденции развития экономики и энергетики, появления новых технологий и вызовов времени к развитию энергетического сектора страны.
Стратегия - не документ прямого действия, это - документ для документов. Она не может и не должна подменять собой программы (генеральные схемы развития отраслей и регионов, инвестиционные программы отраслей и энергетических компаний), она задает приоритеты и ориентиры, с которыми должны согласовываться программы. Нельзя рассматривать ЭС-2030 как простой набор конкретных проектов, технологий, компаний, объемов государственной поддержки, который можно использовать для лоббирования частных вопросов развития энергетики.
Константин Ильковский, эксперт:
- Вот уже несколько лет на всех глобальных энергетических и политических (а энергетика важнейший политический инструмент) площадках обсуждаются сценарии развития будущего энергетики. По сути их два - энергетика будущего (к середине ХХI века) это традиционная, сформировавшаяся в конце ХIХ к 80-м годам ХХ века, но более эффективная углеродно-углеводородная энергетика?
И новая энергетика, в основе которой первичные энергоресурсы с максимальной концентрацией энергии, возобновляемые ресурсы, децентрализованные сети и вместо рынка топлива и энергии рынок энергоуслуг, т. е. смена парадигм от кВт.ч к люмен и люкс (мы покупаем не количество энергии, а освещенность, качество жизни)?
Энергетическая стратегия-2030 выбрала традиционную энергетику. В этом документе консервируются существующие технологический и организационные уклады в энергетике. Это очень хорошо иллюстрируется одной строчкой в энергетическом балансе, где доля "экзотической" энергетики меняется с 0.1 до 1.4%, т. е. в пределах ошибки расчетов.
Вряд ли это правильно, поскольку существующие технологии в новой энергетике становятся все более коммерчески оправданными и сегодня, параллельно с совершенствованием этих технологий, разрабатывается инфраструктура для них.
И еще осталось неучтенным то, что сегодня потребители энергии становятся ее производителями, сами определяя, сколько им надо энергии и мощности в данном месте и в данное время, тем самым делая энергопотребление в своем домохозяйстве, городе, муниципалитете, предприятии - "умным" и независимым, что, кстати, очень повышает энергетическую надежность.
Совершенствование традиционной энергетики делает стратегию-2030 "догоняющей", а необходима, на мой взгляд, стратегия "лидер", но уверен, что при следующем уточнении Энергетической стратегии в ней появится и люмен и люкс.