Алексей Кокорин: Эгоизм стран доминирует над экологическими желаниями

На климатической конференции в Копенгагене я видел очень большой энтузиазм со стороны людей, которые находились там в качестве наблюдателей. Все они ожидали решительных действий по предотвращению последствий изменения климата - сильных, реальных и работоспособных договоренностей. С другой стороны, я видел резкое ухудшение поведения делегатов. То есть эгоизм стран катастрофически доминирует над какими-то экологическими или иными желаниями, кроме получения денег для своей страны, а иногда и для себя любимого.

Я видел громкие общественные акции. Например, в Копенгагене была спонтанная, неподготовленная и не имеющая разрешения бурная демонстрация в поддержку Тувалу. Крохотная страна, которая действительно выступала против намерений Саудовской Аравии, держалась очень твердо и жестко. В результате чего на два часа были остановлены переговоры на главной переговорной площадке конференции сторон. И очень хорошо, что демонстрацию организовала в том числе молодежь, которой было много. Радует, что это была очень массовая и искренняя демонстрация в поддержку Тувалу. Очень маленькое государство - но сумело сделать очень много.

Что касается роли двух крупнейших игроков на переговорах, России и США, никаких изменений в их позиции не произошло. Россия продолжает настаивать на том, что Киотский протокол - слишком слабое соглашение. И должно быть единое всеобъемлющее соглашение, подлежащее ратификации, где были бы все страны.

Проблема - в ожесточенном сопротивлении богатейших арабских стран, которые по-прежнему здесь считаются бедными и развивающимися. И они стремились не допустить заключения хоть какого-нибудь работоспособного соглашения, все спустить на тормозах. К сожалению, им удается иногда привлечь на свою сторону такие страны, которые просто хотят не угодить США: например, Боливия, Венесуэла. Иногда вместе с ними выступает та или иная крупнейшая развивающаяся страна.

Эти недели были очень тяжелыми. Позитивным результатом стало выделение срочной аварийной помощи наиболее уязвимым и наименее развитым странам. Цифры называются значительные: уже на следующий год сумма порядка 10 млрд долларов - действительно много и хорошо. И на последующие два года, 2011 и 2012 - солидные суммы. Но это не имеет прямого отношения к новому договору. В долгосрочном плане здесь все гораздо сложнее - здесь такие проблемы не будут решены, будет осуществлен перенос сроков переговоров - как с четким указанием правовых рамок, так и в самом расплывчатом виде. От этого зависит, сколько будет потеряно времени - год, два, три.

,