Пайщики кредитных потребительских кооперативов в скором времени могут получить налоговые льготы. В Госдуму внесены поправки в налоговое законодательство, которые предлагают отмену подоходного налога на определенные выплаты.
В настоящее время источником займов, предоставляемых членам кредитных потребительских кооперативов, является фонд финансовой помощи кооператива, который создается в том числе за счет личных средств членов кооператива. Согласно действующему законодательству пайщики кредитных потребительских кооперативов имеют право на компенсацию (проценты) за использование своих личных средств в целях осуществления финансовой взаимопомощи. Однако в соответствии с положениями главы 23 части второй Налогового кодекса РФ указанная компенсация полностью облагается налогом на доходы физических лиц. Авторы данных законодательных инициатив предлагают, освобождение пайщиков - сберегателей от налога на доходы физических лиц, на компенсационные выплаты по соответствующим договорам в части действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Как рассказал "РБГ" Михаил Мамута, президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка, совершенствование налогового законодательства о кредитной кооперации является крайне своевременным и назревшим вопросом. Его решение необходимо для дальнейшего развития кредитной кооперации как целостной и непротиворечивой системы. "Причем речь идет не только о приведении в соответствие порядка налогообложения доходов граждан - пайщиков кредитного кооператива и вкладчиков банка, но и уточнения порядка налогообложения самих кредитных кооперативов, - отметил эксперт. - Действующая редакция Налогового кодекса не учитывает присущую им специфику. Так, с точки зрения законодательства кредитные потребительские кооперативы (КПК) - некредитные и некоммерческие организации. Из этого вытекает два, на наш взгляд, неоправданных налоговых ограничения. Первое - формальная невозможность отнесения на реализацию затрат, связанных с выплатой кооперативом процентов по сбережениям своим вкладчикам (хотя это их главная деятельность). И второе - сложность с отнесением на расходы управленческих затрат, связанных с осуществлением кооперативом основной уставной деятельности (то есть де-факто любых расходов на управленческий аппарат и его обеспечение). Кроме того, Михаил Мамута отметил, что кредитные кооперативы не имеют права на уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину создаваемых ими резервов на возможные потери по займам. "Это парадоксальная ситуация вызвана нестыковками между фактическим и формальным статусом кредитного кооператива, - говорит эксперт. - Но приводит она к удорожанию услуг самого кредитного кооператива, так что ее разрешение пойдет на пользу в первую очередь пайщикам".
Что касается конкретных изменений, то, поддерживая их по сути, Михаил Мамута отметил, что по форме они нуждаются в некоторой доработке. В частности, законопроект основывается на понятии "кредитного потребительского кооператива граждан", установленного 117-ФЗ. Но данный закон сейчас де-факто вошел составной частью в рамочный Закон "О кредитной кооперации", поэтому эксперт считает, что разумным было бы заменить КПКГ на КПК, как более общее понятие.
В свою очередь, Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит", отметил, что авторы законодательных поправок проявили инициативу, которая может стимулировать развитие рынка потребительских кредитных кооперативов граждан. Инициатива фактически состоит в том, чтобы уравнять порядок налогообложения граждан при размещении вкладов в банках и налогообложение граждан, вкладывающих средства в кредитные кооперативы, считает эксперт. "Подобная инициатива, если будет поддержана Государственной Думой, на наш взгляд, приведет к еще большей конкуренции на кредитных рынках, которая, вероятно, отразится на платежеспособности отдельных финансовых структур", - отметил Андрей Приходько.