Под Новый год следует смотреть "Щелкунчика". Это добрая традиция - по телевизору - "Ирония судьбы", в театре - "Щелкунчик" по замечательной сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король", изумительная музыка Чайковского. И ничего волшебнее этой сказки до сих пор не придумано. Что еще так развивает вкус детям и возвращает в детство взрослых? Сколько вариаций "Щелкунчика" появляется на сценах в предпраздничные дни. Но самая знаменитая - старейшая постановка Большого - хоть раз в жизни ее следует обязательно посмотреть.
Но Большой - на ремонте, а в следующем году исполняется 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. И знаменитый спортивный тренер Татьяна Тарасова как раз перед Новым годом решила исполнить свою давнишнюю мечту - поставить в России ледовое шоу. И вот уже дети спешат в Лужники на необычную елку. 50 раз ледовый мюзикл покажут в Москве, а затем он поедет в Санкт-Петербург, в Европу и в США.
К постановке шоу привлекли знаменитого театрального режиссера, которой очень хорошо удаются детские постановки - Нину Чусову, и художника-постановщика, многократного лауреата премии "Золотая маска" Зиновия Марголина, работающего вместе с известным хореографом Борисом Эйфманом. Марголин придумал для "Щелкунчика" сценографическую концепцию, по которой все декорации объемны и хорошо видны со всех сторон, где бы не сидели зрители.
Шоу "Щелкунчик" действительно очень красочно. Более двухсот костюмов изготовлено для 32 артистов. И кастинг был весьма строг, выбирали из более чем 300 профессионалов со всего мира.
- Татьяна Анатольевна поставила сложную хореографию. Все элементы, из которых состояла моя танцевальная программа для чемпионата мира в парном катании, я исполняю и в этом спектакле. Но если спортивная программа длится четыре минуты, то шоу продолжается полтора часа. - сказал после премьеры исполнитель роли Щелкунчика, фигурист Константин Гаврин.
По всей постановке видно, что Тарасова отвела душу. Очень важно смотреть, как катаются профессионалы, а не "звезды на льду"; даже исполнители второстепенных ролей в этом шоу работают красиво. Мастерство фигуристов поражает даже больше, чем декорации и костюмы. Попробуй-ка потанцуй, когда на тебе столько причудливых тканей и украшений. Или когда приходится возить за собой по сцене громадные канделябры. Или выходить на лед в доспехах и огромных мышиных масках и плащах. Особенно восхищает крестный Дроссельмейер - исполнитель роли выезжает на сцену на коньках-ходулях и выполняет на них прыжки и пируэты. За всем этим красочным действием не сразу осознаешь, что в этой сказке не просто звучит закадровый текст рассказчика и музыка, но еще и поют.
Услышав в первом отделении (спектакль длится час сорок с антрактом), как с песней выходят мыши - подопечные мышиного короля, я не поверила своим ушам. Но во втором - ошибки быть не могло - пели даже знаменитый "Вальс Цветов" Чайковского. Рифмы заставили посмотреть, кто автор текстов. Знакомое имя - бард Алексей Иващенко, один из знаменитых "Ивасей".
В своих интервью Татьяна Тарасова говорит, что ей эти песни на музыку Чайковского очень нравится, что они украсили ледовую сказку. Она знает, о чем говорит - она уже ставила ледовую "Спящую красавицу" Чайковского в Великобритании. И именно тогда Евгений Светланов похвалил ее за тактичное обращение с музыкальной партитурой.
Возможно, благодаря словам, музыка Петра Ильича скорее западет детям в голову. То, что они запомнят такой сказочный спектакль, - это точно. Но вот нужно ли, чтобы эта музыка запоминалась именно из-за рифмованных текстов? Красивый спектакль с исполнителями, каждый из которых достоин получать высшие оценки на мировых состязаниях по фигурному катанию. Особенно хороши Франц (Сергей Розанов), Мышиный король (Дмитрий Лапшин), Мари (Елена Йованович).
Если бы только мыши не пели…