Федеральная антимонопольная служба намерена облегчить жизнь турфирмам, которые занимаются организацией отдыха иностранцев в России.
Планируется снизить для них финансовые гарантии с 10 миллионов до 500 тысяч рублей.
Идею озвучил на заседании экспертного совета по туризму ФАС начальник управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев. По его словам, за два года с момента законодательного введения фингарантий не возникло ни одного страхового случая для этой категории турфирм. К российским компаниям не было предъявлено ни единой претензии со стороны приезжающих в нашу страну иностранцев. Но, несмотря на это, в рамках существующих правил турфирмы должны ежегодно перечислять солидные суммы страховщикам. В результате, по мнению Нижегородцева, первые несут издержки, вторые - получают сверхприбыли. "При этом вероятность наступления страхового случая практически равна нулю. И заставлять страховаться фирмы, ориентированные на въездной туризм, это все равно что заставлять автомобилистов обязательно страховаться на случай столкновения с катером", - сказал Тимофей Нижегородцев. Свою точку зрения он аргументировал тем, что, даже если иностранца плохо обслужили и наступил страховой случай, компенсировать ему ущерб будет не принимающая российская турфирма, а та, которая продала ему путевку на его родине, не проверив качество обслуживания в России. И наоборот, турист, которого плохо обслужили за рубежом, будет предъявлять претензии российскому туроператору, который его туда отправил.
Заместитель директора департамента туристской деятельности и международного сотрудничества минспорттуризма Игорь Еремин возразил. По его словам, если страховой случай еще ни разу не наступил, еще не значит, что он не наступит никогда, тем более что в Америке и Европе стремительно развиваются интернет-продажи туров. То есть путешественники не обращаются к турагентам и операторам в родной стране, а покупают путевки напрямую у зарубежных турфирм и едут. Таким образом, вся ответственность перекладывается на плечи принимающей стороны. И если такой опыт начнет распространяться в России, правила игры изменятся. "И что, опять закон менять?" - удивился представитель минспорттуризма.
По его мнению, логичнее в этой ситуации было бы предусмотреть несколько иную схему работы турфирм со страховщиками. Например, если за год страховой случай не наступил, то часть уплаченной фирмой суммы можно было переводить на следующий год, оставляя страховщикам лишь определенную маржу. Это позволило бы уменьшить необоснованные расходы турфирм.