Вчера президиум Верховного суда признал незаконным арест бывшего руководителя "МЕНАТЕПа" Платона Лебедева в июле 2003 года.
Напомним, в том году расследовалось его первое уголовное дело. Президиум постановил: восстановить производство по уголовному делу в отношении Лебедева по причине открывшихся "новых обстоятельств".
"Новые обстоятельства" - это та юридическая формулировка, которая позволяет отменять прежние, давно вступившие в законную силу решения судов.
Почему президиум Верховного суда вернулся к старому делу?
В 2007 году Европейский суд по правам человека признал незаконным содержание Лебедева под стражей в двух случаях - с 3 июля по 28 августа 2003 года и с 31 марта по 6 апреля 2004 года. Судьи в Страсбурге посчитали, что были нарушены сроки рассмотрения кассационных жалоб на меру пресечения в виде содержания под стражей. А также то, что незаконно было проведено заседание по вопросу о продлении срока содержания под стражей Лебедева в его отсутствие. В результате этих нарушений Страсбургский суд постановил взыскать в пользу Лебедева 3 тысячи евро за моральный вред и 7 тысяч евро расходов.
Напомним, что по первому уголовному делу Лебедев и экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский в 2005 году были осуждены на восемь лет за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В 2006 году против них было возбуждено второе уголовное дело по обвинению в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов. Обвинения эти были связаны с хищением акций, принадлежащих государству, и с присвоением нефти и легализацией средств, полученных от ее продажи.
Оглашая вынесенное вчера решение, председательствующий в президиуме заместитель главы Верховного суда РФ Петр Серков заявил: "Постановление Басманного районного суда Москвы от 3 июля 2003 года и кассационное определение коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от 23 июля 2003 года отменить". Вчера была зачитана только резолютивная часть решения. Этим постановлением президиум Верховного суда удовлетворил представление председателя суда Вячеслава Лебедева о пересмотре судебных решений в отношении Платона Лебедева.
В нашем Уголовно-процессуальном кодексе есть для таких случаев специальная статья - 413-я. По ней вступившие в законную силу решения Европейского суда по правам человека являются основанием для пересмотра обстоятельств. Но это еще не все. По вынесенному вчера постановлению частично отменены еще несколько решений наших судов - постановление Мещанского райсуда Москвы от 8 июня 2004 года и кассационное определение коллегии по уголовным делам Мосгорсуда от 29 июня 2004 года. Оба этих вердикта отменены в той части, где говорится о мере пресечения, избранной тогда Лебедеву.
Заместитель Генпрокурора РФ Виктор Гринь представлял на процессе сторону обвинения. Он сказал, что обнаруженные Европейским судом по правам человека нарушения носят процессуальный характер и в настоящее время неустранимы.
А вот защитник Лебедева Елена Липцер заявила журналистам, что надеется, что вынесенное решение "повлияет на других судей". По ее мнению, решение президиума может заставить судей более внимательно подходить к вынесению различных решений, поскольку своим постановлением Верховный суд еще раз напомнил, что, если судьи выносят незаконные решения, они будут отменены. "Все зависит от добросовестности судей. Мы обращаемся в Европейский суд не для того, чтобы противостоять России, потому что она якобы плохая, а для того, чтобы привести правоприменительную практику к европейским стандартам", - сказала Липцер.
Так что теперь будет? Неужели дело Лебедева, по которому он не первый год отбывает наказание в восемь лет лишения свободы, будут пересматривать? Европейский суд не может отменить приговор, вынесенный любым национальным судом. Он рассматривает только дела об ущемлении прав человека. И если находит факт нарушения, то налагает штраф в пользу потерпевшего на страну, где была допущена такая ошибка.
Вот как оценивает ситуацию председатель коллегии адвокатов Ирина Грудинская:
- Разрешив по существу жалобу Платона Лебедева, Европейский суд не входил в оценку обоснованности уголовного преследования. Поэтому пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам этого уголовного дела будет касаться только судебных актов, санкционировавших избрание в отношении Лебедева меры пресечения, и никак не повлияет на исход приговора.