C навигации-2010 движение по рекам и каналам будет строго упорядоченным.
В Северной столице разработаны правила безопасного движения по водным артериям города. Учтен опыт Венеции и Амстердама.
- Основные причины происшествий на воде - разгильдяйство и равнодушие, - говорит директор управления водного транспорта Санкт-Петербурга, которое разработало программу, Ольга Каргина. - Кроме того, ежегодно только ГИМС регистрирует около 6 тысяч маломерных судов, а снимает с учета полторы тысячи, права на управление судном получают 3,5 тысячи судоводителей.
В среднем сумма ущерба от чрезвычайных ситуаций на воде только в Северо-Западном федеральном округе составляет ежегодно около 800 миллионов рублей. Но дело даже не в экономическом ущербе. Разработчики системы особенно упирают на то, что контроль над передвижением судов по рекам и каналам поможет сохранить человеческие жизни. Так, последний несчастный случай на воде произошел уже после окончания навигации, в начале декабря. Молодые люди катались на аквабайке по реке Крестовке и утонули.
Сейчас в систему безопасности включены светофоры с цифровыми табло на 11 городских мостах и 8 камер видеонаблюдения, а также знаки ограничения скорости, надводных габаритов мостов и правил разворота. Велосипед разработчики не изобретали - за основу взяты знаки ГБУ "Волгобалт". В дальнейшем, не исключает директор комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга Валерий Пекарев, в городе могут появиться и водные магистрали с односторонним движением.
- Это может быть канал Грибоедова, так как Казанский мост - один из самых аварийных, и Мойка за Синим мостом, - говорит он. - Еще два участка могут быть односторонними в пиковые периоды по договоренности с перевозчиками.
В Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга прокомментировать новую программу пока не готовы.
- Нас никто с ней не знакомил, никто не согласовывал, - говорит президент ассоциации Евгений Зубарев.
В то же время он отметил, что инициатором нововведения выступили именно водные перевозчики, но 11 светофоров для петербургских водных магистралей - явный излишек.
- Мы просили установить только три - на длинном мосту на Исаакиевской площади, на Прачечном мосту и на выходе в Неву из Зимней канавки, - рассказал он "Российской газете", - остальные будут только тормозить движение.
Планируется также, что в дальнейшем все пассажирские суда Санкт-Петербурга будут оснащены модулем ГЛОНАСС, что позволит отслеживать их местонахождение в режиме реального времени. Уже достигнуты договоренности, что за счет города новой системой оснастят 40 пассажирских судов.
Ольга Каргина отмечает, что последнее нововведение позволит не только повысить безопасность на воде и в случае необходимости оперативно оказать помощь, но и будет способствовать ликвидации "клонов" - когда регистрируется одно судно, а плавают под этим номером несколько, иногда до 10-15.
- Мы рассчитываем на понимание бизнеса, - говорит директор управления. - Конечно, мы не можем никого заставлять, но предприниматели должны понимать, что это делается не в пику им, а чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно и безопасно.
Все работы по установке новой системы обошлись примерно в 17,5 миллиона рублей. Из них 500 тысяч стоила разработка проекта, остальное - строительно-монтажные работы и подключение к единой системе слежения. В 2010 году на дальнейшее развитие петербургской системы безопасности на воде из бюджета будет выделено еще 10 миллионов рублей.
Между тем от имени ассоциации уже распространено заявление, что деньги бюджета просто "утопили", поскольку федерального закона, обязывающего перевозчиков соблюдать городские правила, не существует.
Проблема заключается еще и в том, что следить за соблюдением водных ПДД фактически некому. Государственная инспекция по маломерным судам имеет в своем составе три патрульные группы по три человека в каждой. В самом управлении водного транспорта служба регулирования насчитывает 15 человек, в то время как, по данным на 2009 год, в Северной Венеции зарегистрировано около 50 тысяч маломерных судов, а количество незарегистрированных и "клонов", о которых уже упоминалось, и вовсе не поддается учету. Только в период белых ночей в акваторию Невы выходят до 200 судов с пассажирами на борту. К тому же ГИМС - структура федерального подчинения, а УВТ - городского, и это сильно затрудняет взаимодействие.
Ольга Каргина признает, что новая городская программа носит не обязательный, а рекомендательный характер.
- Мы сделали первый шаг, - говорит она, - окажутся ли эти меры эффективными, покажет навигация.