Федерация спортивных журналистов России признала наставников хоккейной сборной страны Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина лучшими тренерами 2009 года.
После официального объявления итогов голосования с победителями побеседовал корреспондент "РГ".
Российская газета: Позвольте искренне поздравить вас с победой в престижном журналистском конкурсе. И вопрос, который, наверное, подразумевается сам собой: какие события уходящего года лично для вас стали знаковыми и что оставило ощущение недосказанности?
Вячеслав Быков: Спасибо за поздравления. А главной целью сезона была, конечно, победа на чемпионате мира - и ее удалось добиться. При этом осталось чувство неудовлетворенности от итогов работы в нашем предыдущем клубе, я имею в виду игры в плей-офф. Они нам не удались. Конечно, всегда хочется чего-то большего. Хотя когда сезон завершается такой блестящей победой, как на чемпионате мира, то негатив вещи сглаживается.
Игорь Захаркин: По большому счету спортивный результат зависит не только от нас, но и от игроков. Именно поэтому для нас очень важно, что теперь появилась возможность работать в команде, ставящей перед собой высокие турнирные задачи. Тем более что для любого тренера серьезную роль играет не только спортивная, но и творческая составляющая. А с таким подбором хоккеистов, который есть в "Салавате Юлаеве", можно реализовывать многие идеи. Для нас это тоже шаг вперед. Касаясь сборной, хочу напомнить, что нам удалось провести великолепный, с моей точки зрения, летний олимпийский сбор хоккеистов. Это была наша идея "от и до". Да, было много сомневающихся и у нас, и за рубежом, что ребята в это время не согласятся выйти на лед. Но в итоге мы не получили ни одного отказа.
Быков: Кстати, для нас очень важно было провести такой сбор именно в России.
РГ: Если говорить об итогах года, то нашей сборной на Кубке Первого канала все-таки не удалось стать первой. Не жалеете, что не получилось закончить год на победной ноте?
Быков: Важно правильно оценивать ту ситуацию, которая сложилась во время турнира, и в связи с чем это произошло. Конечно, всегда хочется стать первым, завоевать главный приз. Однако подобная неудача позволяет провести серьезный анализ: почему не удалось выиграть. Впрочем, самым главным для нас было все-таки в последний раз оценить игру наших кандидатов в олимпийскую сборную, сделать правильные выводы в отношении каждого из них. Если кто-то подумает, что дело сделано и можно спокойно собираться в Ванкувер, то это не так. В оставшиеся полтора месяца до старта Игр всем еще раз предстоит доказать свою состоятельность. Только 15 февраля мы обязаны озвучить окончательную позицию по нашим олимпийцам. Ну а если говорить о Евротуре, то не забывайте, что по сумме всех прошедших этапов Евротура мы все-таки остаемся на первом месте.
Захаркин: По моим ощущениям, все этапы Евротура в этом сезоне так или иначе перекликаются с олимпийским Ванкувером. Выигрыш, безусловно, важен, но еще важнее найти те игровые сочетания, выявить тех хоккеистов, которые могли бы сыграть сильно именно на Олимпиаде, чтобы у нас нигде не было промашек. При этом хоккеисты обязаны - я подчеркиваю именно это слово - доказывать свое право находиться в сборной. На Кубке Первого канала мы были не столько тренерами, сколько экзаменаторами. И не руководили командой так жестко, как обычно это делали. Во время матча против чехов применили одну из заготовок - сделали перестановку Радулова с Михновым. Подобных тактических сюрпризов у нас еще много, просто не рискнули их все показывать, ибо видим, насколько серьезно соперники изучают наши тактические построения. Вот мы и решили кое-что попридержать до Олимпийских игр.
РГ: На одной из пресс-конференций вы отметили, что у игроков чувствуется напряжение во время выступлений за сборную, они постоянно помнят о Ванкувере. А вы, как тренеры сборной, чувствуете подобное напряжение?
Быков: Здесь важно правильно "дозировать" себя. Мы смотрели за игроками, как они могут проявить себя под пристальным давлением, в стрессовой ситуации. Нам важно было понять их реакцию. Ведь подобная обстановка наверняка будет и на Олимпийских играх. Так же и нам нужно правильно реагировать на любые действия и уметь контролировать свои эмоции, правильно анализировать полученную информацию, чтобы выбирать наиболее верные решения. Да, напряжение возрастает, но нужно уметь блокировать его, не позволять ему "залезать" внутрь. Иначе наделаешь ошибок.
Захаркин: На самом деле все большие турниры играются на вдохновении. Отсюда вся подготовительная работа, например, с определением состава. Сюда включается, конечно, и научный элемент, но еще большую роль играет интуиция. Важно правильно представить игровые ситуации, которые могут возникнуть, и исходя из этого подбирать конкретных игроков. Сейчас мы "забегаем" вперед, стараемся просчитать будущее, и здесь не должно быть какого-то давления. Просто подготовительная работа.
Подобные турниры можно, наверное, сравнить с прогоном перед премьерой у больших артистов. Это всегда повышенный адреналин в крови, уверенность в своем составе, в принятых решениях. Отступать уже некуда, нужно идти только вперед. И здесь важно именно вдохновение, которое базируется на тщательной подготовке. Наступает момент истины, когда вся огромная предварительная работа воплощается в единственно правильном решении.
РГ: Какие задачи будут стоять перед командой в Канаде?
Быков: Я уже не раз говорил, что цель у нас одна - выиграть "золото" Олимпийских игр. Исходя из этого и будем продолжать работу.
РГ: Сборная пропустила несколько шайб на последних секундах. Может быть, в КХЛ, в отличие от НХЛ, матчи проходят менее напряженно, поэтому и нет у игроков той привычки к концентрации?
Захаркин: Все-таки не стоит сравнивать именно с НХЛ. Игры международного уровня всегда стоят выше по напряженности, по дефициту времени для принятия решений... Задачи, поставленные перед хоккеистами в подобных матчах, намного серьезнее, чем в любом внутреннем чемпионате - нашем, шведском или чешском. Поэтому-то мы считаем важным проверять игроков в матчах именно на международном уровне.
Быков: Здесь требования выше, да и вообще все намного точнее, быстрее. Кто-то из ребят может во внутреннем чемпионате показывать отличную игру, а на международном турнире потеряться. И это видят не только тренеры, но и болельщики.
РГ: Уфимский "Салават Юлаев", который вы возглавили в этом году, на протяжении всего чемпионата идет в числе лидеров. Чемпионат - долгий турнир, сложно ли поддерживать игроков все время на высоком уровне мотивации?
Быков: Нет, это как раз не самая большая проблема. Создать коллектив единомышленников - вот это действительно трудно. А когда ты сумел это сделать, то дальше легче. Потому что на первый план выходят уже наши профессиональные навыки, возможности, способности в конце концов. И то, как мы проведем команду по чемпионату, уже зависит только от нас. Постоянно должно быть желание двигаться вперед, независимо от того, выиграл ты отдельный матч или проиграл. Не опускать руки, но и не почивать на лаврах.
Захаркин: Здесь две составляющие: с одной стороны, создание атмосферы доверия в команде, а с другой - высокая требовательность. Мы предъявляем хоккеистам требования, которые они обязаны выполнять. Здесь речь идет о правильном, гармоничном сочетании рабочей творческой обстановки и безусловного выполнения своих обязанностей.
РГ: Сегодня российская сборная по подбору игроков выглядит как никогда внушительно. А что, на ваш взгляд, ожидает ее завтра, можно ли рассчитывать на приток новых молодых "звезд" в команду?
Быков: Перспективные ребята есть, хотя, может быть, и не такие яркие, как Малкин или Овечкин. Посмотрим. Возможно, стартующий сейчас чемпионат мира среди молодежных команд послужит трамплином для них. Можно назвать, например, Тарасенко из "Сибири", Орлова из Новокузнецка, Петрова из Казани - это добротные хоккеисты, и им важно сейчас сделать шаг вперед. А что касается молодежи в целом, наверное, некоторые сомнения возникают оттого, что пока нет таких ярких звезд, какие появлялись несколько лет назад.
Захаркин: Я смотрю на эту проблему иначе. Мы все время говорим о звездах, а на самом деле нужно поднимать средний уровень российского хоккея. У нас молодежный хоккей в целом недостаточно силен, но яркие личности имелись всегда. Трудно сегодня сравнивать средний уровень молодежного хоккея России и той же Канады. Это подтверждают и результаты матчей наших сборных на турнирах в различных канадских провинциях. Мы им проигрываем - причем вчистую. Примерно такая же ситуация, думаю, со скандинавскими командами. То есть там отбор игроков в сборную может проводиться действительно как отбор. У нас же имеется ограниченный набор хоккеистов, которых постоянно натаскивают на результат. Вот в чем проблема. Если та же МХЛ позволит создать конкуренцию среди молодежи, тогда и количество хороших игроков в российском хоккее вырастет, это основание для формирования сборной России в будущем.
Быков: Но за один год, конечно, здесь что-то сложно изменить. Нужно набраться терпения.
РГ: Всего несколько дней остается до Нового года. Рассчитываете ли вы, что на праздники удастся забыть о хоккее, побыть в кругу родных и близких?
Быков: Надеемся, что будет несколько часов, когда удастся побыть со своей семьей. Но надолго отрешиться от всего вряд ли получится. Ясно, что впереди главное событие спортивного сезона, и волей-неволей станешь об этом думать. Да и друзья, знакомые наверняка будут выспрашивать про сборную, про "Салават Юлаев". Надо бы, конечно, постараться хотя бы в праздники не зацикливаться на работе.
Захаркин: Новогодние ожидания во многом у нас со Славой похожи. Тоже встречу Новый год среди родных и безуспешно буду стараться не говорить о работе. И дело даже не в Олимпиаде, просто вся наша жизнь связана с хоккеем, и здесь так или иначе без разговоров о нем не обойтись. Но наши близкие - тактичные люди, без острой необходимости стараются лишний раз этой темы не касаться.
РГ: Вячеслав Аркадьевич, вы как-то сказали, что по жизни вы - Нельсон Мандела...
Быков: (Улыбается.) Нет-нет, не так все было... Как-то меня спросили: "Кто на вас больше всего произвел впечатление в свое время?" - и я ответил, что именно этот человек. Но не скажу, что стараюсь быть похожим на него.
РГ: Игорь Владимирович, у вас тоже есть свой образец для подражания?
Захаркин: Возможно, читатели мне не поверят, но еще в юношестве мне попалась в руки книга "Не сотвори себе кумира". И я сделал из нее выводы. С удовольствием читаю биографии выдающихся людей, очень нравится жанр мемуаров в литературе, но для меня никто и никогда не являлся примером настолько, чтобы мог сильно повлиять на мою жизнь. Я всегда и всё ставлю под сомнение.