Каждый третий житель столицы работает в центре города

Москвичи стали тратить больше времени на дорогу до службы.

Если в 90-х годах она занимала у них в среднем 33 минуты, то в 2007-м - 45 минут. А в 2009 году, сообщил корреспонденту "РГ" руководитель НПО транспорта и дорог НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев, эта цифра увеличилась до 65 минут. Китайцы, например, тратят на путь от дома до работы 42 минуты, жители Индии -39, Бельгии - 37, США - 25, Канады - 22 минуты.

Жителям столицы остается лишь с сожалением констатировать: на воспитание детей, встречи с друзьями, походы в кино и театр, чтение книг и другие личные нужды у них остается меньше трех часов в сутки. Их время безжалостно съедают метро и авто, автобусы и троллейбусы, маршрутки и электрички. А переполненный транспорт, забитые машинами дороги - это еще и серьезная общегородская проблема.

Все пути ведут в центр

Понять, почему это происходит, нетрудно. Крупные промпредприятия, которые в свое время строили жилье вокруг, что называется, заводской трубы, канули в Лету либо переживают не лучшие кризисные времена. Большая же часть новых фирм, офисов, банков гнездятся, как правило, в пределах Бульварного кольца. "Анализ трудовой миграции, сделанный в ходе актуализации Генплана Москвы, свидетельствует: каждый третий горожанин работает в центре города!" - рассказал корреспонденту "РГ" первый зам. директора НИиПИ Генплана Москвы Валерий Беккер. Что, впрочем, немудрено, если посмотреть на возможности найти себе применение по соседству с домом, например, в одном из самых престижных округов города - Юго-Западном. При средней плотности по Москве 56 рабочих мест на гектар здесь их всего 41. А в Ясеневе, Северном Бутове и Южном Бутове - меньше 20. В итоге на душу населения в ЮЗАО приходится всего 0,39 человеко-места при среднегородском показателе 0,58. То есть могут найти работу в своем округе здесь лишь 5,6 процента жителей. И в других округах картина не лучше.

Пешком на работу - мечта

Начать менять ситуацию по планам правительства Москвы должна была программа обеспечения малого предпринимательства нежилыми помещениями, принятая на 2004-2008 годы. Дело в том, что именно малый бизнес, в котором сейчас занят практически каждый второй москвич, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, уберег столицу от массовой безработицы в перестроечные 90-е годы, спасает ситуацию с занятостью горожан и сейчас. Вот почему город старается оказать ему всяческую поддержку. Но снять помещение для малых предпринимателей по-прежнему очень трудно. Даже при том, что два миллиона квадратных метров в офисах пустуют.

Новые общественные деловые центры и технопарки площадью 2, 3 миллиона квадратных метров постарались разместить по всем округам. Они создали конкуренцию частнику и несколько улучшили положение малого бизнеса. "Но на решении главной проблемы: эффективного влияния на экономику в целом, создании новых рабочих мест, содействии возникновению прочного слоя среднего класса, повлияли мало", - признал на недавнем заседании правительства Москвы Валерий Беккер. Дело в том, что большую часть новостроек заняли торговля, фирмы, оперирующие недвижимостью, общепит и прочие офисы. Работы же по специальности для москвичей-интеллектуалов (а в Москве, как известно, самый высокий процент жителей с высшим образованием), увы, почти не прибавилось. На долю инновационных предприятий досталось лишь 100 тысяч квадратов, а производства в целом - 4,8 процента.

Прачечной подняли статус

Новая программа на 2010 -2012 годы предусматривает сооружение еще 2,4 миллиона квадратов нежилых помещений.

- К новым технопаркам должны быть новые требования, - считает Валерий Беккер. - Это не просто здание, в котором сегодня арендует помещение фирма одной направленности, а завтра - совсем другой. Оно заранее должно быть приспособлено к нуждам предприятий, в которых заинтересован город. Иметь необходимую энергомощность, вентиляцию и так далее. Как в Пекине, где есть улица Электронная, на ней расположено множество фирм. Одна из них делает, образно говоря, гайку, другая болт, третья электронный чип - и в итоге получается готовый продукт.

Такие технопарки в городе решено размещать на месте бывших пром зон, где новых ЗИЛов уже не появится. Их необязательно строить: с пользой можно использовать и остатки прежних гигантов индустрии. Это показывает опыт территории АЗЛК, где вместо "Москвича" организуется производство автозапчастей для машин самых разных марок. И жителям района Печатники, среди которых немало династий автомобилестроителей, снова нашлось знакомое дело.

Деловые и общественные центры, которые могут дать крышу небольшим гостиницам и множеству малых предприятий: прачечных, салонов красоты, мастерских по ремонту обуви и так далее, появятся прямо в жилых районах. Это особенно актуально для окраинных районов столицы, расположенных у МКАД и за ее границей. Например, Кожухово, где в ближайшее время появится 5 миллионов квадратных метров нового жилья. Но строятся там пока снова почему-то одни дома, даже гаражей нет, не говоря уже о рабочих местах. "Расположенная по соседству промзона Орудьево - самое место для обустройства людоемких и наукоемких производств, а вместо них там возводится лишь склад. Ну,и какая от него польза - будут ходить несколько кладовщиков..." - сожалеет Валерий Беккер. Он уверен: создание рабочих мест в каждом районе должно планироваться так же четко, как строительство детсадов, школ, поликлиник. И спрос за их своевременное появление должен быть не меньший. Если город сумеет последовать этому правилу, то лишь за ближайшие три года у москвичей появится вблизи от дома 100 тысяч новых рабочих мест.

Трудовые маятниковые миграции в ЦАО

По вопросам малого предпринимательства можно позвонить по "горячей линии": тел. 8-499-259-74-76 с 10.00 до 17.00 (по рабочим дням и до 16.00 - по пятницам).