Встреча Нового года в Якутии обрастает экзотическими традициями

Прежде чем отправиться из Великого Устюга в новогоднее путешествие по стране, Дед Мороз заехал в Якутск, где его ждали не только дети.

Явление Чысхаана

Дальний перелет любимец детворы совершил для того, чтобы получить из рук своего якутского коллеги Чысхаана символ холода. Этому обряду всего несколько лет, но он уже стал традицией: что это за Дед Мороз, если от него не веет холодом…

Началось все с того, что известный якутский модельер Августина Филиппова сшила великолепный новогодний костюм, в основу идеи которого легла старинная легенда. По преданию, морозы в Якутии крепчают по мере того, как у Быка зимы нарастают рога. Чем они больше, тем суровее зима.

В 2002 году предание материализовалось в образе властного старика, головной убор которого увенчан белоснежными рогами. Его резиденцией стала огромная пещера, вырытая в вечномерзлых недрах горы по соседству с Якутском. В ледяном тронном зале Чысхаан ежегодно передает Деду Морозу символ холода, принимает туристов и даже официальные делегации.

Чысхаан - отнюдь не якутский Дед Мороз, как считают некоторые. С его метровыми рогами у елочки не попляшешь. Это - Хранитель холода, один из символов Якутии. А поскольку образ, в отличие от многочисленных краснощеких дедов, не имеет клонов (костюм всего один), каждое появление старика на публике вне подземного царства - событие. Особенно радостное для детворы, когда Чысхаан приезжает с подарками в какой-нибудь детдом.

Сказка от профессора

Свой Дед Мороз, особый, не похожий на других, в Якутии тоже есть. Он появился стараниями изобретателя, писателя-фантаста и доктора биологических наук Гавриила Угарова. В 1999 году Гавриил Спиридонович на основе народных сказаний написал сказку о добром волшебнике Эгэ Дьыле. Она так понравилась детям, что через некоторое время был сшит костюм, облачаться в который в новогодние праздники приходится самому автору.

Так же, как и у Чысхаана, у Эгэ Дьыла нет клонов. Попытки массовиков-затейников сыграть эту роль пока не имеют успеха. Дело в том, что Гавриил Угаров решил не отступать от сюжета сказки и в качестве подарков раздает не конфеты, а волшебные талисманы. Вроде бы обычные открытки, но, что удивительно, в большинстве случаев записанные на них желания сбываются. Будучи ученым, Эгэ Дьыл дает этому материалистическое объяснение:

- Когда записываешь свое желание, оно отпечатывается в подсознании. После этого человек неосознанно сам начинает работать над исполнением загаданного, - поясняет Угаров.

Впрочем, будучи Дедом Морозом, ученый все-таки напускает туману, добавляя:

- Но, конечно, талисман сделал не из простой бумаги, а освященной.

Эгэ Дьыл уже занесен в мировой список национальных Дедов Морозов. И если образ Чысхаана в основном нацелен на позиционирование Якутии за ее пределами, попросту - на привлечение туристов, то персонаж Гавриила Угарова удобен для "внутреннего пользования". Причем работать по сказочной специальности профессору приходится не только зимой, но и в теплые дни.

Двухполюсный мир

По древнему календарю народа саха Новый год наступает 22 мая, когда природа просыпается и намерзшиеся за долгую зиму люди могут, наконец, поверить: лето не отменили!

В якутский Новый год украшают березки, выбросившие первые листья. Люди собираются на полянах, танцуют хоровод - осуохай, пробуют первый кумыс, проводят обряды очищения. А молодежь, конечно, состязается в силе и ловкости. И если владыке холода Чысхаану на этом празднике жизни нет места, то Эгэ Дьыл чувствует здесь себя вполне в своей тарелке: на то и волшебник, чтобы не таять при любой погоде.

Вообще, едва ли не все новогодние традиции в Якутии имеют свойство удваиваться. Два Новых года, два главных сказочных героя, и главных новогодних елки в Якутске тоже устанавливают две.

На площади у Дома правительства наряжают главную елку республики, а на другой площади, которая ближе к мэрии, - главную городскую. Соперники ревностно следят за тем, чья елочка выше, лучше украшена и вокруг которой удается собрать больше народу.

Надо отметить, это удобно. По какому-то капризу природы именно в новогоднюю ночь морозы в Якутске обычно зашкаливают за 50 градусов. Пока дойдешь до главной елки, нос побелеет. А тут - две. Поэтому после полуночи люди идут к той, которая поближе к дому. Несмотря на лютый холод, у каждой собираются толпы народа, желающего проникнуться вселенским масштабом события, посмотреть сквозь морозный туман на фейерверк, вместе покричать "Ура!" и еще что-нибудь радостное, а потом разбежаться по домам, к теплу и телевизорам. Лишь самые отважные устраивают катание с ледяных горок. Но и их удали хватает ненадолго.

Это - в Якутске. А вот какие морозы могут ударить в новогоднюю ночь в тех краях, что считаются полюсом холода, вообще трудно представить. Подобных полюсов в Якутии, понятное дело, тоже два. Спор о том, где находится истинный, идет давно. Рекордная температура - 67,8 градуса мороза - дважды была официально зарегистрирована в Верхоянске. Оймякон не дотянул до рекорда одну десятую градуса, но, как говорится, "по жизни" там холоднее.

Эта двоякость вполне устраивает Чысхаана и Эгэ Дьыла - в конце концов, мир должен быть многополюсным. Старики поделили полюса по-братски. В Оймяконе обосновался Чысхаан и даже успел построить там домик для своего коллеги Санта-Клауса. А Эгэ Дьыл предпочел Верхоянск.

Такое распределение, как ни покажется странным, имеет экономическую подоплеку: Оймякон более доступен для туристов, потому и достался Чысхаану, ответственному за внешние сказочные связи. Ежегодно там устраивается фестиваль "Полюс холода". Правда, не в новогодние дни. Участники фестиваля обычно съезжаются к полюсу холода в поисках экстрима ближе к весне, когда не так морозно и страшно. И случается, что наворочанные джипы московских экстремалов обгоняют на зимнике одинокого местного велосипедиста, преодолевающего по 30-градусной оттепели тысячеверстный путь от Якутска со спальником, палаткой и парой теплых носков в дорожном мешке…

А вот праздничный фестиваль строганины с каждым годом не просто удваивается - размножается в геометрической прогрессии. Конкурсы по строганию мороженой рыбы стали проводить даже в Мирном и Нерюнгри, где большинство населения - выходцы из теплых краев. В Якутске же фестивалями строганины ныне сопровождались приезд Деда Мороза из Великого Устюга и зажжение огней на главной городской елке Якутска.

Строганина в Якутии не просто любимая еда, а ритуал. Не всякая семья, особенно в тундровых селах, может поставить елку. Не в каждый дом заглянет Дед Мороз. Но если на столе есть мандарины для детей и строганина для взрослых, праздник состоится.

Прямая речь

Екатерина Кормилицына, министр по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия):

- На берегу теплого моря каждый квадратный метр суши и воды работают на развитие туризма. А вот в Якутии почти все, от мамонтов до алмазов, ассоциируется с холодом. И надо серьезно потрудиться, чтобы наши морозы воспринимались потенциальными туристами не как проблема, а как фактор повышенного интереса к региону. Эту задачу и призван частично решить колоритный образ Чысхаана - Хранителя холода.

Этот образ хорош тем, что его не пришлось придумывать, он создан на основе народных легенд и реалий Севера. Благодаря своей естественности, Чысхаан очень быстро занял одно из центральных мест среди сказочных новогодних персонажей. Сегодня уже невозможно представить себе, чтобы Дед Мороз отправился в предпраздничное путешествие по России, не побывав предварительно в гостях у своего якутского коллеги. Это стало традицией. А в будущем образ Хранителя холода станет работать на развитие туристической отрасли республики не только в новогодние праздники, но в течение всего года.

У Чысхаана есть своя резиденция - царство вечной мерзлоты. Эти подземные покои - лишь маленький прообраз туристического комплекса "Северный мир", над созданием которого мы сейчас работаем в тесном контакте с федеральным центром. Уже утверждена концепция комплекса - он будет действовать в статусе особой экономической зоны. Есть технико-экономическое обоснование, на следующий год запланирована разработка проекта.

Все это делается в рамках стратегии развития индустрии туризма в Якутии, которая тесно увязана с соответствующими федеральными программами. На первом этапе основную нагрузку по реализации проекта взяло на себя государство. В дальнейшем к делу должны подключиться частные инвесторы. Собственно, на таких условиях сейчас реализуются все подобные проекты. К примеру, в Великом Устюге на государственные средства была построена только резиденция Деда Мороза. Все остальное, от гостиниц до всевозможных развлекательных заведений, обустраивалось на деньги частного бизнеса.

Конечно, нам будет труднее - накладывают свой отпечаток удаленность региона, сложная транспортная схема, слабая инфраструктура. Важно и то, чтобы ко времени, когда будут построены всесезонный крытый лыжный спуск и другие объекты комплекса, якутские холода позиционировались как нечто неповторимое и масштабное. Вот эту задачу мы и решаем, "раскручивая" образ Чысхаана.

Ну а главное, чтобы в Хранителя холода поверили дети. Ведь взрослые сочиняют сказки не для себя - для них. Если мы сумеем сделать так, что наши дети будут гордиться Чысхааном так же, как их сверстники из Лапландии - своим Санта-Клаусом, можно будет уверенно сказать: у нас все получится.

Позвонить якутскому Деду Морозу и Чысхаану можно по номеру - (4112) 20-10-00.