Половина доходов бюджета Кировской области сегодня зависит от федеральных дотаций. Но у региона-аутсайдера есть шанс по основным экономическим показателям догнать российских середняков, считает губернатор области Никита Белых.
Почти год назад он возглавил регион, став самым молодым губернатором в России. На "деловом завтраке" в "РГ" Никита Белых рассказал, как область собирается в пять раз увеличить региональный валовой продукт и довести среднюю зарплату до 36 тысяч рублей.
Сколько стоит власть
Российская газета: Давайте начнем с вопросов читателей. Елена Владимирова из Кирова спрашивает: "В начале года вы активно начали борьбу с мусором на городских улицах. Сами вместе с волонтерами прибирали городские парки. Лучший дворник получил приз - автомобиль. Будет эта работа продолжена в будущем году?"
Никита Белых: Все так и было. Я лично купил "Жигули" дворнику, а вернее очень симпатичной дворничихе, которая победила в конкурсе. Купил на свои деньги. Я сказал, что буду каждый год дарить дворнику машину, пока они не начнут, что называется, биться за то, чтобы стать лучшими. В первом конкурсе было мало участников. Теперь настроение резко поменялось. Проект мы будем продолжать. Просто сейчас при минус 40 очень сложно субботники проводить. Говорят, в российских городах два состояния чистоты: когда грязь подсохла и когда подмерзла. У нас сейчас достаточно чисто: подмерзло.
РГ: Похоже, губернаторство - крайне убыточное для вас дело.
Белых: Специально по итогам 2008 года показал свою декларацию - 72 миллиона рублей дохода. Я человек молодой - у меня нет задачи сформировать себе "пенсионный фонд" и уехать куда-нибудь. Я собираюсь еще лет 30 отпахать, поэтому вкладываю в Кировскую область не только силы и время, но и деньги собственные.
РГ: А когда деньги кончатся?
Белых: Тогда уйду зарабатывать снова.
На выходе из ЖЖ
РГ: Есть вопросы читателей о вашей команде. Говорят, вы многих людей привезли с собой в Кировскую область. Как их приняли?
Белых: Я активный "ЖЖ-юзер" и "интернет-блоггер", читаю все кировские газеты, выходные проходят в поездках в районы.
И везде я встречаю два диаметрально противоположных мнения. Первое: Белых понавез "своих". Второе: у Белых нет команды, все местные остались.
РГ: И то, и другое - плохо?
Белых: На самом деле истина посередине. Приезжих можно пересчитать по пальцам одной руки. Но и руководители двух третей, если не трех четвертей департаментов областного правительства сейчас новые. Они, может быть, и не приезжие, но другие.
РГ: Вы омолодили областную власть?
Белых: Да, категория такая - около 40 лет. Но у меня не стояла задача всех выгнать и начать жить по-другому. Не Марс же осваиваем. Кировская область - регион со своей историей, со своими традициями, со своим укладом. Сформированная команда способна реализовать те задачи, которые сейчас перед регионом стоят.
РГ: В области принята стратегия развития региона до 2020 года. Пафосный документ: за этот срок региональный валовый продукт должен вырасти в пять раз, средняя зарплата - до 36 тысяч рублей. Это реально?
Белых: На самом деле Стратегия социально-экономического развития Кировской области до 2020 года была принята до меня, в октябре 2008 года. Я пришел на некий готовый документ и при его изучении столкнулся с массой вопросов, которые попытался задать депутатскому корпусу и экспертному сообществу. Выяснилось, что степень их участия в работе над стратегией была крайне незначительной.
Первый недостаток - в стратегии нет никакого кризиса. Взяли рост показателей, который был в последние семь "тучных" лет, и экстраполировали его на период до 2020 года. То, что ничего похожего не произойдет, было очевидно уже и в октябре 2008 года.
Второй недостаток - был сделан ряд ничем не подкрепленных предположений. Главное - о росте населения Кировской области. Хотя мы на сегодняшний день даже в самых оптимистичных подсчетах прогнозируем снижение численности населения, в том числе и экономически активного.
В общем, мы начали "работу над ошибками" стратегии, но в результате она приобрела характер формирования нового документа, к ней подключились не только депутаты Законодательного собрания, но и крупный бизнес, эксперты, общественность.
РГ: Но стратегия-то все равно получилась амбициозная?
Белых: Были в том числе некие установки, заданные "сверху" федеральной стратегией-2020. План получился действительно амбициозный, но вполне реальный. Относительные цифры могут вызывать некий скепсис: насколько они достижимы? Но не забывайте, что мы стартуем с очень низкого уровня. По таким показателям, как доходы на душу населения, зарплата, производительность труда, Кировская область на сегодняшний день находится в числе аутсайдеров. Поэтому, условно говоря, наш рост в три раза в количественном выражении - это меньше, чем для того же Татарстана, в полтора раза.
Стакан наполовину полон
РГ: Никита Юрьевич, вы как-то сказали, что в Кировской области пьют раза в полтора больше, чем в среднем по России. Это так?
Белых: Да, пьют в Кировской области много. Я веду большую антиалкогольную программу. В ней есть несколько составляющих, в том числе и эксперимент по функционированию медвытрезвителей. Вы знаете, что такое вытрезвитель?
РГ: Очень приблизительно.
Белых: Дело в том, что вытрезвитель на сегодняшний день - это орган системы внутренних дел. Никакого отношения к медицине не имеет. Умирает в вытрезвителе человек, смотрим, у него шесть приводов. Спрашиваю: а он у нас где-то в медицине зарегистрирован как алкоголик? Нет. Медики говорят: это не наше учреждение, это милицейское учреждение. Я предлагаю: давайте передадим вытрезвители медикам. Тоже нельзя. Медицина не имеет права задерживать людей. А когда поднимаешь человека, спящего на улице, очень сложно получить с него расписку, что он по доброй воле готов отправиться в вытрезвитель. В МВД я защитил проект эксперимента по созданию особых учреждений - центров дезинтоксикации. Они не относятся ни к милиции, ни к здравоохранению, но имеют со всеми договорные отношения. Человек, попавший туда, ставится на медицинский учет, а участковому милиционеру вменяется в обязанность его контролировать. Попал человек два раза в вытрезвитель - участковый, будь добр в рамках своих полномочий каждого проверить. Потому что именно алкоголики засыпают с сигаретой в постели, именно они в пьяном угаре убивают друг друга вилкой и кухонным ножом.
РГ: Кажется, в Кировской области введен запрет на продажу алкоголя ночью. Скажите, может ли ваша администрация уследить за исполнением этой нормы?
Белых: Будем контролировать. Хотя знаем, что все равно 100-процентного контроля не получится.
Аргумент, который всегда приводится против такого запрета, - "это вызовет большой рост контрафактной продажи". В свое время я как председатель комитета Законодательного собрания был одним из участников принятия такого закона в Перми. Мы специально вводили его на год, чтобы посмотреть, будет рост продаж контрафакта или нет. Не было. И действие закона продлили. Два десятка регионов ввели подобные ограничения уже несколько лет назад. Если бы где-то возникли проблемы, наверное бы, уже отменили.
Дорогие мои земляки
РГ: Весной вы предлагали владельцу Кирово-Чепецкого химического комбината Дмитрию Мазепину прописаться в области, чтобы он своими налогами под держал местный бюджет. Он, как известно, отказался. Вы готовы еще раз предложить Мазепину прописаться в регионе?
Белых: Если помните, был такой, мне кажется, очень красивый шаг со стороны одного из самых богатых людей Михаила Прохорова - он прописался в Красноярском крае, налог на его доходы стал поступать в бюджет края. Я направил ряду бизнесменов, которые имеют какое-то отношение к Кировской области, предложение прописаться к нам. Для меня было важно увидеть реакцию.
Она оказалась несколько неожиданной. Некоторые люди сказали: да, рассматривайте такой вариант. Но выяснилось, что мы сами не совсем к этому готовы. Так что формулируем предложения к следующему году, и они будут адресованы не только крупным предпринимателям. Прохоровых на всех не напасешься, к тому же опора на большое количество малых налогоплательщиков более надежна, чем на одного большого. А то он уйдет - и бюджет потеряет сразу все деньги, на которые рассчитывали.
РГ: Вы как-то по радио сказали, что надо модернизировать людей в формате трех К - качество, креатив и культура. Скажите, а есть ли удачные примеры модернизации людей?
Белых: Успешной модели целенаправленной модернизации общества нет. Это мои представления о том, как развивается мир, страна. Я честно говорю о том, что для Кировской области модернизация общества - это экономическая необходимость. С точки зрения конкурентоспособности у нас в основном одни недостатки: нет нефти, нет газа, нет металлургии, большой промышленности. Сельского хозяйства, как в Белгородской области, тоже нет - климатические условия не те. Собственно, единственным нашим конкурентным преимуществом может быть человеческий ресурс.
РГ: Звучит как-то абстрактно.
Белых: Это вполне измеримая категория. Когда мы говорим, что отстаем от США в 4 раза, в 3 раза по производительности труда, то это ведь не только проблема отсталых технологий. У нас масса предприятий, где уже самые современные технологии используются. И все равно там производительность труда не такая, как в США. Отставание происходит в головах людей.
К вопросу об энергосбережении: ты можешь поставить какие угодно замечательные аппараты, но если человек не приучится свет выключать за собой, ничего не поможет. Поэтому и для повышения производительности труда, и для многого другого необходимо просто качественно менять отношение человека к жизни. Как это сделать? Необходимо хорошее образование, хорошее здоровье. Человек должен быть креативным, современная экономика - это не экономика технологий даже, это экономика знаний. Ну и человек должен быть культурным - это очень важная составляющая.
РГ: Правда ли, что однажды вы сказали, что в Кирове неэффективная система образования? А как же ваш сын учится в совершенно замечательной школе физико-математического лицея - главного поставщика победителей всероссийских и международных математических олимпиад.
Белых: Не вижу никаких противоречий. Проблема малой населенности и большой территории влияет не только на инфраструктуру, но и на социальную сферу, естественно. У нас 646 школ, в основном малокомплектных. Для нормального функционирования нужно 150 полноценных школ. Средний результат ЕГЭ в малокомплект ных школах намного хуже, чем в полнокомплектных. Сами учителя говорят: в школе, особенно в выпускных классах, обязательно должна быть конкуренция. Я говорю учителям: вы признаете, что в конечном итоге не даете хороших знаний, так почему, когда мы говорим о закрытии школы, сразу начинаются протесты?
На встрече с гражданами встает женщина и спрашивает: "Когда повысят зарплату учителям?" Я ей все рассказываю, как только что рассказал вам, и говорю: "Хотите честный ответ на ваш вопрос: при такой организации системы - никогда". Деньги есть, но, чтобы повысить зарплату и качество образования, нужно идти на достаточно болезненные меры, связанные с непопулярным словом "оптимизация".
Шапку пустили по кругу
РГ: Николай Васильевич Злыгостьев пишет: "В этом году Белая Холуница выглядит намного чище. Проблему удалось решить благодаря самообложению. Намерено ли областное правительство как-то поощрять эту инициативу?"
Белых: Вводим и будем поощрять. Что такое самообложение? Небольшие городские и сельские поселения на референдуме принимают решение о том, чтобы сброситься деньгами для решения конкретных проблем, которые одинаково понимаются всеми жителями. В небольших поселениях, где 5 тысяч человек, очень легко найти общие проблемы. Кладбища, благоустройство, освещение, водовод и так далее.
Гражданское общество начинается, когда гражданин начинает чувствовать себя налогоплательщиком. При нынешней системе налогообложения он себя таковым не чувствует. Потому что главный налог - подоходный - люди не видят, он удерживается у работодателя. А когда человек не платит вживую из своего кармана или с кредитной карточки, он не воспринимает эти деньги как свои. Но позиция человека принципиально меняется, когда он должен заплатить за что-то сам.
У нас на сегодняшний день из 380 поселений муниципалитетов второго уровня 90 приняли решение о самообложении. В этом мы точно лидируем среди всех регионов. Платежи небольшие - 100-200 рублей. Но отношение меняется принципиально. Главы этих поселений пишут заявления об уходе и объясняют мне: не можем выйти на улицу, потому что каждый встречный спрашивает: "Куда мои 200 рублей дел?" Я им отвечаю: так и должно быть, человек платит свои деньги, ты должен за них отчитаться.
Область оказывает всяческую методическую помощь. И на каждый рубль, привлеченный по самообложению, добавляет 30 копеек из областного бюджета.
Так что самообложение помимо того, что имеет экономическое значение, развивает местное самоуправление, еще и гражданское общество формирует не на абстрактных идеях демократии, а на личном интересе. Это, как выясняется, гораздо сложнее и прочнее одновременно.
РГ: Вы подняли транспортный налог. Cможете отчитаться, что все собранные деньги пошли именно на дороги?
Белых: Я проще сделал. Эти 325 миллионов, которые мы планируем таким образом собрать, мы передаем муниципалитетам. Я опубликовал данные в газете: вашему району выделены такие-то деньги, в том числе из вашего кармана. Идите к своему главе района и спрашивайте, куда они пошли. Понятно, что потребности в дорогах все равно больше, чем глава может сделать на эти деньги. Но приоритеты пусть определяет он. А граждане проконтролируют, как деньги расходуются.
"Жажда крови"
РГ: В Кирове впервые в России построено уникальное предприятие - Приволжский окружной медицинский центр экспертизы плазмы крови. Все замечательно - здания, технологии. Но минздравсоцразвития прекратил финансирование. Какова судьба этого проекта сейчас, притом что одна ампула иммуноглобулина стоит 6 тысяч долларов?
Белых: Это проект федеральный, и для Кирова он очень важен. Мы намерены развивать у нас все, что связано с биотехнологиями, если завод будет построен, в университете откроют специальную кафедру.
Задача предприятия - осуществить импортозамещение. Естественно, есть масса противников строительства среди тех, кто занимается поставкой препаратов плазмы крови из-за рубежа.
За время, пока строился завод, изменились некоторые международные нормы, и потребовались дополнительные инвестиции в оборудование. Нужная сумма - полтора миллиарда рублей - в бюджете 2010 года есть. Но есть и решение правительства: открыть лимиты после проверки межведомственной комиссией, которая должна определить, действительно ли эти деньги нужны.
Комиссия ни разу не приезжала на объект, работу закончила, но никаких выводов не сделала. Сейчас мы бьем во все колокола: опубликуйте решение комиссии, и давайте откроем финансирование.
РГ: Читатели из Вятских Полян пишут, что долг по зарплате у них на заводе "Молот" составляет более 190 миллионов рублей. Работники говорят, что готовы лечь на рельсы, если зарплаты не получат. И что вы якобы тоже готовы лечь вместе с ними. Так?
Белых: Готов, если это поможет. Но проблема, боюсь, сложнее. Собственник завода - государство, "Ростехнологии". И основной потребитель - государство, Минобороны, у которого нет долга перед заводом. Военные совершенно честно сказали: ребята, ваша продукция неконкурентоспособна. На заводе говорят: да наша гражданская продукция, да наши газовые котлы лучшие. Но так получилось, что я недавно был на пуске газа в одном из поселков. Спросил у людей: на каких условиях вы готовы покупать котлы завода "Молот"? Мне ответили: ни на каких. Мы купим украинские, китайские, еще лучше, подкопим денег и купим немецкие, но не будем покупать котлы "Молот". То же самое происходит и с военной продукцией. Поэтому ситуация на "Молоте" реально сложная.
Сейчас мы добились чего? Вятские Поляны включены в шорт-лист моногородов, которым будет оказана федеральная поддержка. Это поможет обезопасить населенный пункт с точки зрения жизнеобеспечения, теплоснабжения. Но решить, что делать с заводом, могут только собственник и менеджмент. Но мы понимаем: при любом решении такое, как прежде, количество работников на производстве не потребуется. Поэтому рассматриваем самые разные варианты по будущей занятости людей.
РГ: Роструд охарактеризовал программу противодействия безработице Кировской области как одну из лучших. Почему?
Белых: По развитию самозанятости и по организации общественных работ у нас показатель один из лучших по округу.
РГ: Cколько потребуется времени, чтобы вывести Кировскую губернию по крайней мере на средний российский уровень?
Белых: Это вопрос не года, не двух и даже не пяти лет. Я себе ставлю задачу за свой губернаторский срок, который, очевидно, будет меньше, чем до 2020 года: сформировать предпосылки для развития. Создать такой экономический механизм, который будет работать не на персоналиях, а на институтах. Сформировать общество, которое будет способно думать и отвечать за свои решения.