В Москве объявлены номинанты на ежегодную кинематографическую премию "Золотой орел" за 2009 год. Сама церемония награждения пройдет 29 января в Первом павильоне "Мосфильма".
Премия "Золотой орел" учреждена Национальной академией кинематографических искусств и наук России, основанной в феврале 2002 года ведущими кинематографистами страны и рядом организаций, среди которых и "Российская газета".
Премия присуждается по итогам двух туров голосования действующих членов и членов-корреспондентов академии. В этом году в отборе фильмов участвовало более 200 человек. На соискание премии рассматривались отечественные кинофильмы, показанные в России с 1 ноября 2008 года по 31 октября 2009 года. Всего экспертный совет рекомендовал для голосования 51 полнометражный игровой фильм, 20 неигровых фильмов, 20 мини-сериалов, 29 анимационных фильмов, 26 игровых зарубежных фильмов.
В результате голосования в номинации "Лучший игровой фильм" названы фильмы: "Анна Каренина" Сергея Соловьева, "Палата N 6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Стиляги" Валерия Тодоровского и "Царь" Павла Лунгина.
На "Лучшую женскую роль в кино" претендуют Светлана Крючкова, сыгравшая в фильме "Похороните меня за плинтусом", Наталья Негода, снявшаяся в фильме "Бубен, барабан", и Чулпан Хаматова, сыгравшая в фильме "Событие".
В номинации "Лучшая мужская роль" соревнуются Владимир Ильин, сыгравший в фильме "Палата N 6", Богдан Ступка за роль в фильме "Тарас Бульба", Олег Янковский за роль в фильме "Анна Каренина".
На звание "Лучшая режиссерская работа" претендуют Николай Досталь, снявший фильм "Петя по дороге в царствие небесное", Валерий Тодоровский с фильмом "Стиляги" и Карен Шахназаров с "Палатой N 6".
- Вручение премии, - сказал президент академии Владимир Наумов, - проходит в особом месте - на "Мосфильме" в павильоне N 1, там, где происходит производство фильмов. Этот павильон пропитан духом творчества. Я там снял много картин, в этом павильоне есть особая аура, которая заставляет нас более правдиво видеть то, что происходит на экране.
Споры на пресс-конференции вызвала большая разница между фильмами, отобранными на премию Гильдией кинокритиков и кинопрессы "Белый слон", которая прошла на этой неделе, и фильмами, выдвинутыми на "Золотой орел".
- В этом году мнения критиков и мнения академиков разошлись, - прокомментировал председатель экспертного совета Кирилл Разлогов. - Критики поддержали молодежные поисковые фильмы, а академики поддержали академизм в кинопроизведениях. Отличие приоритетов критиков от приоритетов академиков - не всегда расхождение, а показатель того, какую тенденцию в кино кто поддерживает. Я люблю фильмы "Полторы комнаты..." и "Волчок" и рад, что "Волчок" стал лучшим фильмом по признанию Гильдии кинокритики и кинопрессы. Что касается голосования, то это прежде всего срез общественного мнения. Иногда оно бывает бесспорным, иногда многоплановым, иногда противоречивым.
Есть понятие "культурная респектабельность", и оно имеет огромное значение для любой академии. И для академии респектабельность исторической тематики значительно выше, чем респектабельность тематики современности.