Сегодня инновационный продукт в России составляет 5-7% производства

Устойчивость отечественной экономики к разным мировым катаклизмам напрямую зависит от того, насколько Россия в ближайшем будущем сможет модернизировать экономику и преодолеть технологическое отставание. Усилия, направленные на технологическое и инновационное развитие, сегодня приобретают особое значение.

Вопросом о том, что мешает отечественной экономике получать доходы от реализации инновационной продукции (кстати, сопоставимые с доходами от экспорта углеводородов), обеспокоены и президент (уделивший в своем Послании Федеральному Собранию этой теме немало внимания) с премьером, и чиновники всевозможных рангов, и ученые.

Сегодня инновационный продукт в США составляет 70% производства, в Китае - приближается к 34%, а Россия в этом плане серьезно отстает - по данным Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, всего 5-7%.

Во всем мире значительная часть инноваций производится в среднем бизнесе, в России же пока остро ощутима потребность в финансовой поддержке этого процесса. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, "у нас существуют меры государственной поддержки малым компаниям, например, налоговые льготы. Что касается средних компаний, то они находятся вне видимости и для государственных программ, и для институтов развития". Имеет смысл добавить, что помимо этого, в цепочке инновационной экономики в РФ почти полностью отсутствует звено, ответственное за преобразование идей в продаваемые товары и услуги. Это тот самый блок, где должны активно работать посевные фонды, бизнес - ангелы и другие, аналогичные им структуры. По признанию Набиуллиной, недостаточным можно также признать и частное финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Что происходит на деле? Фундаментальные исследования нередко превращаются в непродуктивное использование государственных средств, а Роснанотех и Российская венчурная компания (РВК) "буксуют", не в силах найти необходимое количество проектов в стране. В итоге, для того чтобы использовать выделенные им средства, они вынуждены (в частности, Роснанотех) искать проекты за рубежом и хотя бы в виде сборочных производств и перемещать их в Россию. Это неплохо, говорят эксперты, но недостаточно для построения собственной структуры инновационной экономики. Поддержка НИОКР происходит в основном в рамках федеральной целевой программы (ФЦП). При этом в основном поддерживаются НИИ, но не компании. Финансирование же НИОКР частным сектором очень невелико. В рамках ФЦП, конечно, есть такие направления, как "исследования и разработки", но деньги, как отмечают в минэкономразвитии, там "не выбираются", а существующий механизм не востребован.

Для поддержки НИОКР в частных компаниях минэконоразвития предлагает (наряду с существующей контрактной системы с прицелом преимущественно на средние компании) запустить систему выделения бюджетных грантов на НИОКР. Это, по мнению министерства, позволит в большей степени финансировать те НИОКР, которые имеют ясную перспективу внедрения и коммерциализации, а не просто предложения научных коллективов. Кроме того, сегодня есть запрос на результаты фундаментальных исследований от промышленности. И нельзя не учитывать их при утверждении программы соответствующих исследований в государственных академиях и институтах (при обязательстве дальнейшего софинансирования прикладных НИОКР со стороны бизнеса).

Ожидается, что уже в следующем году заработает механизм поддержки со стороны Фонда содействия развития малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, который запускает новую программу. В рамках федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса минэкономразвития готово выделить в целом на инновационное направление до 3 млрд рублей. Эти средства пойдут в том числе и на поддержку стартующих малых инновационных предприятий на базе научных и образовательных организаций. По оценкам, за счет средств Фонда в 2010 году могут быть поддержаны до 600 таких предприятий.

На всех площадках, где идет обсуждение темы экономического обновления, в последнее время нередко звучит мысль, что проблемы инноваций и модернизации, технологического отставания России от зарубежных стран связаны не столько с недостатком финансирования, но и с отсутствием навыков перевода знания в конкурентоспособные продукты и технологии, которые востребованы на рынке инновации. Есть подсчеты, свидетельствующие о том, что даже с нынешним недостаточным финансированием науки и инноваций потенциальный уровень инновационной активности компаний в случае, если бы процесс внедрения разработок в бизнесе был бы более эффективным, мог бы быть выше как минимум в два раза. Поэтому не случайно, что, не забывая о поддержке сектора науки, в правительстве основной акцент делают на стимулировании инновационной активности в экономике. А если быть точнее - на предприятиях реального сектора. Несмотря на объективно возросшую роль государства во время кризиса, очевидно, что именно бизнес станет основным потребителем инноваций на этапе посткризисного экономического подъема. Все меры, которые разработаны для приближения этого "счастливого завтра", разделены на несколько направлений.

Во-первых, расширены возможности поддержки инноваций в частных технологических средних и малых компаниях. Идет разговор о создании системы предоставления на конкурсной основе бюджетных грантов по приоритетным направлениям инновационной деятельности. Гранты будут выдаваться на проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на оплату инжиниринговых услуг и патентование за рубежом.

Другое важнейшее направление - повышение стимулирующей роли налоговой системы. Налоги, считают в минэкономразвития, не должны быть "нейтральными", одинаковыми для всех видов и типов экономической деятельности (а до сих пор, по сути, выстраивалась именно такая система). Налоговая система может быть стимулирующей, поддерживающей инновации, энергоэффективность, повышение производительности труда.

Важную роль в налоговом стимулировании инноваций могут сыграть регионы. Именно на региональном уровне уже сегодня могут быть приняты решения об освобождении предприятий от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Налог на имущество, убеждены эксперты, может стать важнейшим налоговым стимулом, поскольку позволяет радикально удешевить для предприятий стоимость технологического перевооружения.

Уже неоднократно на разных уровнях подчеркивалась необходимость обеспечения госзаказа и закупок для нужд субъектов естественных монополий и крупных компаний с преобладающим государственным участием в производстве инновационной продукции. Сегодня эта задача актуальна как никогда и для региональных властей - в части локальных монополий, закупок для региональных и муниципальных нужд.

В 2009 году расходы федерального бюджета на поддержку данного сектора экономики возросли практически в 4 раза по сравнению с запланированными ранее (с 4,35 млрд рублей до 18 млрд), при этом основной акцент ФЦП был сделан на меры, направленные на поддержку занятости населения и содействие началу собственного бизнеса.

В следующем году правительством в число приоритетов включены меры, направленные на придание дополнительного импульса развитию инновационной составляющей в малом предпринимательстве, в том числе на создание там необходимой инфраструктуры.

Помимо этого, совместно с регионами, осуществляющими свои программы развития малого и среднего предпринимательства, в 2010 году правительством будут продолжены работы по созданию региональной инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных кластеров, других объектов, необходимых регионам для поддержки инноваций.