Премьер-министр Владимир Путин в ходе рабочей поездки в Сочи осмотрел олимпийское строительство, и увиденное произвело на него неоднозначное впечатление. Кроме того, краснодарские власти пожаловались премьеру на незнание сочинцами иностранных языков.
Даже в декабре город-курорт встретил делегацию из Москвы солнечной погодой, днем температура оставалась где-то около 15-17 градусов выше нуля. Однако у Путина было отнюдь не курортное настроение: Олимпиада все ближе и ближе, а проблем не то что не убавляется, наоборот, становится больше.
По прилету премьер тут же осмотрел международный аэропорт Сочи - уже не в первый раз (в предыдущие разы он был без "начинки"). Теперь в просторном здании появилось необходимое оборудование, но пока аэропорт "недееспособен": он должен заработать с 1 марта 2010 года.
Путину показали все в тестовом режиме: тестовый кожаный чемодан с пальто, тестовая женская сумка на ленте, тестовые вылеты-прилеты. Экскурсию вел Олег Дерипаска - его структуры инвестировали в этот проект. В ходе осмотра бизнесмен указал премьеру на одну из автоматических систем, за пользование которой пассажирам придется платить. Путин остановился и попросил продемонстрировать возможности высоких технологий.
- Деньги, деньги нужны, - развел руками Дерипаска, показав пустые карманы пиджака.
- Да у вас их немерено, - ехидно улыбнулся премьер.
Впрочем, в последнее время ситуация у бизнесмена складывается хлопотная: сначала - события в Пикалёве, потом - социальные волнения в Байкальске, а на днях шторм разрушил грузовой порт Сочи, строящийся компанией "Ижтрансстрой", которая входит в холдинг компаний "Трансстрой" Дерипаски. Смыло часть свайных конструкций причалов, строительную технику, перевернулась и затонула производственная самоподъемная платформа "Ирбен". Как утверждают застройщики, мощность стихии в районе была 12 баллов, и они, конечно, не рассчитывали на такой разгул моря. Ущерб оценен в полмиллиарда рублей. В этот порт планировали поставлять стройматериалы для олимпийских объектов. Российский премьер должен был, согласно протоколу, встречать первое судно с "олимпийским" грузом, а натолкнулся лишь на виноватые лица предпринимателей. И сам не смог скрыть досаду.
- Ничего себе! - тихо произнес он, когда на месте происшествия узнал о сумме потерь. Впрочем, выдержав паузу, премьер сразу заметил: - У них денег куры не клюют.
- Все застраховано в "Ингосстрахе", - пояснил кто-то из делегации. - Олег Владимирович, поздравляю! - снова довольно ехидно сказал премьер: уже в январе 2010 года "Ингосстрах" выплатит первый транш в 50 миллионов рублей. Надо заметить, что бизнесмен является совладельцем страховой компании, более того - мажоритарным акционером. "Фактически Дерипаска заплатит два раза", - заметил "РГ" министр транспорта Левитин.
Таким образом, срок введения первой очереди порта, которая способна принимать 2 миллиона тонн груза, отодвинут с декабря 2009 года на февраль 2010 года. Вторая очередь, рассчитанная на 5 миллионов тонн груза, будет введена вместо сентября в декабре 2010 года. "Это критический срок", - сказал Дмитрий Козак. Вице-премьер сообщил "РГ", что специальная комиссия по расследованию причин случившегося подведет окончательные итоги 30 января 2010 года. А пока основная нагрузка по транспортировке грузов ляжет на РЖД. Кстати, компания вскоре получит от правительства миллиард рублей, но, правда, на другие цели - обеспечение безопасности железнодорожного движения. "Давайте побыстрее стройте, чтобы люди не расслаблялись. Главное, не мандражируйте", - ободрил премьер на прощание.
Уже на совещании, резюмировав события дня, Владимир Путин поставил главной стройке страны "тройку". Между тем эксперты МОК оценивают процесс подготовки к проведению Игр в Сочи на "хорошо". "Мы должны быть скромнее, я бы поставил удовлетворительную оценку", - заявил российский премьер.
По мнению Путина, главными проблемами олимпийского проекта являются устаревшие техрегламенты, неэффективное территориальное планирование, а также ценообразование в строительстве. "Надо привести стоимость объектов инфраструктуры в соответствие с мировыми ценами. У нас все дороже!" - сказал Путин.
Впрочем, список весомых недочетов олимпийского проекта пополнили и краснодарские власти. В оказавшейся в распоряжении "РГ" презентации, подготовленной администрацией края, дословно сказано, что "нынешний уровень владения иностранными языками не позволяет обеспечить комфортное пребывание иностранцев в городе". Владимир Путин в свою очередь призвал олимпийских чиновников больше думать о местных гражданах. По его мнению, следует снизить негативные последствия от возведения объектов. Ведь стройка создает дополнительные нагрузки на транспортные артерии региона и меняет привычный ритм жизни "коренного населения" и отдыхающих. В завершении дня Владимир Путин открыл в Сочи объездную дорогу, которая позволит сбросить весь транзитный автотранспорт, минуя центр города, в Адлер, Красную Поляну и в сторону Абхазии. Напомним, что дорогу начали строить еще в 1989 году, шесть лет спустя из-за отсутствия финансирования проект заморозили. "Второе дыхание" дорога получила в 2004 году.
Между тем
Владимир Путин поручил министру финансов Алексею Кудрину обеспечить средствами на ближайшие годы Программу компенсации замороженных в 1991 году средств вкладчиков в Сбербанке и по договорам личного страхования в Росгосстрахе. Кудрин в свою очередь сообщил, что граждане в возрасте 64 года и старше, вклады которых были заморожены в 1991 году, получат в 2010 году от государства по 3 рубля на каждый рубль таких вкладов. Гражданам моложе 64 лет государство компенсирует два рубля на один рубль вклада. "Граждане получат кто по одной, кто по две тысячи, кто больше, и это будет необходимым подспорьем в следующем году", - заявил министр финансов.