29.12.2009 00:30
    Поделиться

    Юрий Богомолов: "ЛП" - это шоу, где кукушки без всякой меры хвалят петухов

    Минувшую неделю, как и оставшиеся несколько дней до скончания Старого года, можно считать своего рода разогревом телезрителей перед карнавальной ночью Нового года.

    Веселящий эфир

    Сразу бросилось в глаза, что все сколько-нибудь дискуссионные шоу, способные обременить ум или совесть телезрителя, отправлены в досрочный отпуск за свой счет. Назову самые известные: "Познер", "Тем временем", "Школа злословия", "Апокриф", "Судите сами", "Что делать". Только программа "Момент истины" Андрея Караулова, обременяющая в основном совесть самого автора, осталась на боевом посту.

    Далее, вся прочая предновогодняя периодика по возможности прихорошилась, принарядилась, а некоторые программы, грубо говоря, выпендрились. На один из выпусков матримониальной передачи "Давай поженимся" пожаловали то ли оперные певицы на роли невест, то ли невесты, мечтающие об оперной карьере, - я так и не понял. Помнится, в прошлом году "Модный приговор" с помощью Ивана Урганта для смеха приодел Ксению Собчак, которая сама кого хочешь приоденет. Было забавно.

    В этом году Дмитрий Дибров со своим партнером по проекту "Временно доступен" позвали в гости многолетнюю мисс "Карнавальная ночь" Людмилу Гурченко. А вчера "ТВ Центр" расщедрился внеочередным предпраздничным выходом в эфир этой же программы с некоронованным королем шоуменов - Иваном Ургантом.

    Нашему ТВ к тому же сильно подфартило под занавес 2009-го с юбилярами - Михаилом Боярским, Николаем Сличенко и Эммануилом Виторганом. Каждый из них - мужчина-праздник. По сему передачи, им посвященные, фильмы и спектакли с их участием стали по факту украшением предпраздничного эфира.

    Отдельный корпус предновогодних удовольствий - это финалы долгоиграющих проектов - КВНа, "Что? Где? Когда?" и, конечно же, шибко затянувшегося "Ледникового периода".

    Кукухи и петушки

    "ЛП" - это такое шоу, где кукушки без всякой меры хвалят петухов за то, что хвалят они кукушек. И все вместе - кукухи и петушки - с удвоенной энергией дружно возносят до небес Первый канал и персонально господина Эрнста.

    В последнем выпуске вышла какая-то мутная история с отсутствием в нем артиста Башарова. Объяснение было обещано, но не последовало. Снова не поладили Волочкова и Тарасова. Судья приметила, что балерина отталкивается ото льда пяткой, а не носком. Первая объяснила эту придирку обыкновенной завистью и, судя по всему, покинула шоу, не дождавшись церемонии награждения. Несколько скрасил диабетическое представление все тот же Иван Ургант. Он сидел в президиуме катка, среди судей, и по мере сил разбавлял патоку восторгов толикой иронии. Он и подвел итог "Ледниковому периоду". Цитирую смысл: "Когда шоу уже останется в прошлом, все равно в ушах будет звучать голос Татьяны Анатольевны Тарасовой". Ургант имел, видимо, в виду его нестерпимую пронзительность.

    Самой же зажигательной предновогодней передачей следует счесть субботний выпуск "Прожекторперисхилтона", где опять же царил Иван Ургант. Он же, я думаю, будет первенствовать в номинации самого ходового развлекательного персонажа на новогодних телеелках, если его не опередит здесь Ксения Собчак.

    Ее уже было много: она светилась, во-первых, на старой "Новой волне" в Юрмале, во-вторых, комиковала на юбилейном концерте Юрия Антонова, в-третьих, была презентована в качестве карикатуры в "Мульте личности". А будет еще больше, когда в ночь с 31-го на 1-е девушка замелькает на всех каналах сразу и в первый же вечер Нового года предстанет в роли Мальвины в мюзикле "Золотой ключик". И сдается мне, что будет в этой собчаковской экспансии нечто знаменательное.

    К такому предположению меня подтолкнул показанный на днях документальный концерт "Гудбай, нулевые!"

    Гудмонинг "Десятые!"

    Репортер Вадим Такменев, смело внедрившийся в шоу-бизнес, сделал уже несколько программ в рамках проекта "Суперстар", материалом которого стала советская и постсоветская эстрада. Были концерты-соревнования. Были "сольники". На сей раз он рискнул систематизировать и обобщить события, обстоятельства, удачи и катастрофы минувшего десятилетия.

    В двухчасовом видеоэссе новейшая история сквозит в шлягерах, воспринимаемых как дорожные знаки на карте той действительности, что осталась позади.

    И как-то вдруг стало ясно, что занятное десятилетие мы прожили. В его границах более или менее мирно соседствовали ностальгия по советским порядкам и тяга к буржуазным радостям потребления. И хотя сталинское прошлое время от времени ссорилось с демократическими потенциями настоящего, но до войны дело не дошло. На телевидении расцвет глянца не пришел в непримиримое противоречие со зловониями чернухи. Более того, все эти годы чернуха с глянцем чудесно взаимодействовали. Программа "Пусть говорят" тому - отличный пример. Тут нередко гламурные персонажи приходят, чтобы помочь сирым и бедным, увечным и униженным развести руками их беды и несчастия.

    Все путем. Идеологическим знаком этого времени действительно стала песня Газманова "Я рожден в Советском Союзе". Певец через запятую объединил все и вся: Достоевского и Сталина, Ленина и Сахарова, водку, икру и Эрмитаж. Жаль только забыл вставить в свой реп ГУЛАГ, но и без него довольно.

    Песню подхватила страна, видимо, не догадываясь, что через запятую никакой общности - не бывать. И что общность деталей через запятую - это всего лишь куча, а не машина. Общность территорий через запятую - это всего лишь конгломерат, а не страна. Общность людей через запятую - это куча мала, а не народ.

    Из видео Такменева следует, что так оно и есть. Ритмичные хиты вроде газмановского, вроде "Черного бумера", сплачивают группы молодых людей, но ненадолго.

    Нулевые, как выяснилось, - это позолоченные унитазы в элитных клубах, ржавые трубы в богом забытых поселках; это олигархи и гастарбайтеры; это Рублевка, Куршевель и через запятую "Хромая лошадь".

    Нулевые начались с известного исторического события - с ухода Бориса Ельцина. Они отмечены пришествием Ксении Собчак.

    Ельцин приходил, чтобы дать нам волю.

    Ксения Собчак пришла, чтобы научить нас красиво жить. "Люди не умеют красиво жить",- десять лет назад сказала она с глубоким сожалением на камеру.

    С тех пор она адепт гламура и его идеолог, и его сирена. Наконец, его символ.

    Гламур сначала был островком на нашем ТВ. Как Рублевка в стране. Потом стал архипелагом. И казалось, что вот-вот станет материком. Но тут грянул мировой финансовый кризис. И похоже, кризис человечности.

    ***

    Окончание шальных-нулевых прошло под знаком трагических катастроф и невосполнимых человеческих потерь. Последняя из них Исаак Шварц.

    ...А на десерт ТВ попотчует нас старыми сказками на новый лад - продолжением "Иронии судьбы" и мюзикальным "Золотым ключиком" к двери, которую нам по иронии судьбы откроет Ксения Собчак по прозвищу Мальвина.

    Стало быть, гудмонинг "Десятые!"

    Поделиться