О задачах, решаемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Минприроды России в рамках Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", рассказывает ее руководитель Владимир Кириллов.
Ваша служба, находясь в ведении Минприроды РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Расскажите, как она осуществляет свою деятельность?
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, сокращенно Росприроднадзор, осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 400 от 30.07.2004 года, утвердившим соответствующее Положение о нашей службе. Задачи службы в области контроля и надзора в сфере природопользования чрезвычайно обширны, важнейшие из которых - контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), за рациональным использованием и охраной недр, за использованием и охраной водных объектов. На основании соответствующего Постановления Правительства РФ "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" Росприроднадзор осуществляет государственный экологический контроль. Государственные инспекторы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Совершенно очевидно, что ваша служба должна быть задействована в реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ", осуществляя экологический контроль в районах расположения объектов по хранению и уничтожению химического оружия.
Именно так. В 2009 году Росприроднадзору переданы полномочия осуществления госэкоконтроля при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, при уничтожении или конверсии объектов УХО, ликвидации последствий их деятельности, а также контроля и надзора за ограничением негативного техногенного воздействия на окружающую среду в ходе реализации ФЦП. Указом президента РФ я включен в состав Госкомиссии по химическому разоружению.
В связи с вступлением в силу соответствующего Постановления Правительства РФ Росприроднадзор запросил в своих территориальных органах информацию о соблюдении требований природоохранного законодательства объектами УХО. В ходе анализа представленных материалов выявлен ряд проблем, связанных с указанными объектами, среди которых одна из наиболее острых - утилизация отходов, образующихся в ходе уничтожения ОВ. В связи с этим по инициативе Росприроднадзора вопрос об утилизации отходов был рассмотрен на заседании Госкомиссии по химразоружению в г. Почеп Брянской области в сентябре этого года. Также замечу, что не следует упускать из внимания и вопрос о дальнейшей подведомственности объектов УХО после прекращения их деятельности и полигонов захоронения отходов с целью планирования финансирования их содержания, проведения экологического контроля и мониторинга.
Как на практике осуществляется надзор, в том числе в области охраны атмосферного воздуха в части возможных вредных выбросов и обращения с продуктами детоксикации химического оружия?
На сегодняшний день объекты хранения химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия находятся в ведении Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Вопросы обеспечения безопасного хранения запасов химического оружия, хранящихся на объектах хранения химического оружия (ОХХО), возложены на войсковые части.
В Управлениях Росприроднадзора в соответствующих субъектах РФ, где находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия, имеются специальные Регламенты производственного экологического контроля источников загрязнения объектов по хранению и уничтожению химического оружия и проведения экологического мониторинга окружающей среды в санитарно-защитной зоне и в зоне защитных мероприятий, разработанных ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии" (ГосНИИЭНП).
Ежедневно в Управления Росприроднадзора поступают отчеты о результатах производственного экологического контроля и мониторинга воздушной среды на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, в их санитарно-защитных зонах и зонах защитных мероприятий.
В отчетах отражаются данные о состоянии воздушной среды, метрологическая обстановка в районе расположения объекта, данные о случаях превышения установленных нормативов и нормативов качества окружающей среды, данные по перечню загрязняющих веществ, подлежащих приоритетному контролю. Отчеты также содержат данные о ходе процесса уничтожения химических боеприпасов на объекте, включая информацию о количестве уничтоженных ОВ и образовавшихся в результате этого реакционных масс. На основании этих данных управления Росприроднадзора осуществляют государственный экологический контроль в рамках своих полномочий, т.е. проводят проверки.
Для получения таких данных нужна целая система экологического контроля и мониторинга. Как собираются такие данные?
Нет сомнения, что создание системы экологической безопасности производственных объектов по уничтожению химического оружия - один из ключевых моментов в решении проблемы безопасного уничтожения химического оружия в России. Подписание РФ Конвенции о запрещении химического оружия и создание производств по уничтожению боевых отравляющих веществ вызвало необходимость создания в дополнение к системе производственного экоконтроля и мониторинга, существующего на опасных производствах, полномасштабной государственной системы экологического контроля и мониторинга как объектов УХО, так и природных систем в зоне его влияния - санитарно-защитной зоны и зоны защитных мероприятий. Площади этих зон утверждены специальными Постановлениями Правительства РФ.
Такую систему, получившую официальное название "система государственного экологического контроля и мониторинга (СГЭКиМ) объектов УХО", можно рассматривать как комплекс наблюдений за состоянием объектов изучения и отражения динамики происходящих в них изменений и прогноза развития ситуации. За основу системы взяты современные достижения в области моделирования процессов рассеивания загрязняющих веществ в окружающей среде.
СГЭКиМ включает в себя следующие компоненты:
-мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду (во время работы объекта УХО);
-мониторинг загрязнения абиотических компонентов природной среды (атмосферный воздух, снежный покров, поверхностные воды, донные отложения, почва);
-мониторинг биоты (наблюдения за растительным и животным миром);
-обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем (создание и ведение информационных баз данных);
-информационно- просветительскую деятельность.
Созданная система экологического контроля и мониторинга в различных природных средах обеспечивает необходимую достоверность контроля загрязняющих веществ в зоне техногенного влияния объекта УХО.
В ходе проектирования СГЭКиМ на каждом объекте для зон защитных мероприятий были определены точки наблюдения и пробоотбора. На каждую точку был заполнен паспорт с определением координат, описанием местности, путей подъезда. В этих точках ведутся регулярные работы по проведению экологических наблюдений в различных природных средах и отбираются необходимые пробы.
Государственный экологический контроль и мониторинг в зонах защитных мероприятий объектов УХО осуществляют региональные центры.
Расскажите более подробно о региональных центрах экологического контроля и мониторинга.
Региональные центры имеют в своем составе следующие структурные подразделения:
-Центральную экоаналитическую лабораторию по контролю экологических нормативов на объектах ХХО и УХО и мониторингу объектов окружающей среды в их СЗЗ и ЗЗМ (ОВ и продуктов их деструкции, специфических и общепромышленных веществ);
-Лабораторию биомониторинга и биотестирования для количественной оценки токсичности объектов окружающей среды, а также отходов, образующихся при функционировании объектов ХХО и УХО;
-Мобильную систему пробоотбора;
-Информационно-аналитический центр, предназначенный для отображения и анализа информации, исследования процессов накопления и распространения ЗВ в объектах окружающей среды, информирования органов государственной власти, надзорных органов и населения.