В рамках реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" обеспечение безопасности населения и среды обитания в ходе процесса детоксикации отравляющих веществ является одной из приоритетных задач. О выполнении этой задачи "Российской газете" рассказывает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач академик РАМН Геннадий Онищенко.
Подчиненная вам Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны. Расскажите о вашей службе.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сокращенно Роспотребнадзор, создана в соответствии с указом президента РФ в марте 2004 года. Организационно она входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При формировании подчиненной службе была передана часть функций министерства здравоохранения, минэкономразвития и торговли и министерства по антимонопольной политике России. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность согласно постановлению правительства РФ от апреля 2004 года "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" и на основании соответствующего Положения.
Каковы правовые основы ее деятельности? Какие основные задачи решает Роспотребнадзор в рамках Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ"?
Правовые основы деятельности нашей службы установлены федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О защите прав потребителей", другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации. Все они прежде всего стоят на защите интересов человека. Поэтому наша служба в ходе всей своей деятельности призвана обеспечить безопасность населения и среды обитания. В общем плане можно выделить три основные задачи, решаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: во-первых, контроль за применением безопасных технологий. Во-вторых, мониторинг здоровья населения страны и окружающей среды. В-третьих, участие в создании системы аварийной готовности и реагирования для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Вышесказанное в полной мере относится и к процессам хранения и уничтожения химического оружия. Главным требованием к этим процессам является обеспечение их безопасности. Один из путей обеспечения безопасности - санитарно-эпидемиологический контроль и надзор. В связи с этим основными задачами в области санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в рамках программы химразоружения являются:
- осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории зон защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- разработка и утверждение санитарных правил и норм, а также гигиенических нормативов для этих зон;
- контроль за качеством проводимого мониторинга состояния внешней среды и здоровья населения в районах расположения арсеналов химического оружия.
Как в регионах расположения объектов по хранению и уничтожению химического оружия организована и реализуется система санитарно-гигиенического контроля?
Каждый год проводится социально-гигиенический мониторинг состояния среды обитания, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в этих зонах. Вместе с Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия и Федеральным медико-биологическим агентством разработан и утвержден план действий по контролю за безопасностью проведения работ по уничтожению химического оружия. Территориальными органами Роспотребнадзора Брянской, Курганской, Пензенской, Саратовской, Кировской областей и Удмуртской Республики ведется мониторинг среды обитания человека - по определенным приоритетным загрязнителям берутся пробы атмосферного воздуха, воды, водных объектов и почвы в зонах защитных мероприятий химических арсеналов. Основная цель мониторинга - гигиеническая оценка факторов среды обитания и здоровья населения, выработка предложений для принятия управленческих решений органами местного самоуправления для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Причем необходимо заметить - мониторинговые точки, периодичность лабораторных исследований факторов среды обитания определены в соответствии с действующими нормативными и методическими документами. С учетом выполненных специальных гигиенических исследований по оценке рисков для здоровья населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий объектов, в 2009 году скорректированы программы лабораторного контроля. По результатам корректировки контролируемыми факторами среды обитания человека, включенными в программу лабораторного контроля, являются: атмосферный воздух, питьевая вода из централизованных и нецентрализованных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вода поверхностных водоемов в местах водозабора и зонах рекреации, почва, продукты питания животного и растительного происхождения местного производства.
В программу лабораторного контроля включены специфические вещества, которые образуются в результате уничтожения отравляющих веществ, - мышьяк, моноэтолоамин, фтористый водород, изобутиловый и изопропиловый спирты, капролактам.
В 2009 году исследования факторов среды обитания человека проводились в ЗЗМ объектов в 197 мониторинговых точках, в том числе в 34 точках в Брянской области, 15 точках - Кировской, 28 - Курганской, 33 - Пензенской, 33 - Саратовской области и 54 точках по Удмуртской Республике из расчета двух объектов по уничтожению химоружия в Камбарке и Кизнере.
Наибольшее число исследований направлено на определение содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и питьевой воде, воде поверхностных водоемов.
Исследованные пробы объектов внешней среды в этом году, как и предыдущих, превышения гигиенических нормативов наличия специфических веществ, связанных с функционированием объектов, не показали. Как правило, данные мониторинга свидетельствуют об удовлетворительном состоянии окружающей среды вокруг контролируемых населенных пунктов и отсутствии в ней отравляющих веществ и продуктов уничтожения химического оружия.
Обнаруженные в ряде проб превышения предельно допустимых концентраций связаны с деятельностью различных промышленных предприятий, расположенных в зонах защитных мероприятий, и автотранспортом.
Как обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего и работающего в районах расположения химических арсеналов? Какая медицинская помощь ему оказывается?
Такая помощь регулируется отдельным постановлением правительства РФ, по которому в регионах созданы специальные поликлинические консультативно-диагности ческие центры для обследования и оказания медицинской помощи этой категории граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия. ПКДЦ ведут учет граждан с указанием динамики заболеваемости, проводят анализ и сравнительную оценку заболеваемости, проводят дополнительные клинико-инструментальные, биохимические и иммунологические исследования. Больным оказывается любая необходимая медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Взаимосвязи состояния здоровья людей с проживанием или работой на объектах УХО не выявлено. Вызывает беспокойство только анализ демографической ситуации: практически на всех территориях выраженный демографический кризис, отмечается естественная убыль населения, показатели смертности превышают показатели рождаемости. Эти показатели соизмеримы с общероссийскими данными. И значит, медико-демографическая ситуация в названных районах практически не отличается от других территорий.