О ходе реализации российской программы химического разоружения корреспондент "Российской газеты" беседовал с Директором департамента реализации конвенционных обязательств Минпромторга РФ, главой национального органа России по выполнению международной Конвенции о запрещении химического оружия Виктором Холстовым.
Являясь главой национального органа России по выполнению международной Конвенции о запрещении химического оружия и выполняя функции госзаказчика российской программы химразоружения, как Вы оцениваете ход выполнения нашей страной своих международных обязательств?
В течение всего периода реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" наша страна неукоснительно соблюдает принятые на себя обязательства по Конвенции. После ее ратификации Россия передала в ОЗХО первоначальные объявления об объектах по хранению химического оружия и совокупном количестве хранившихся на этих объектах отравляющих веществ (на тот момент около 40 тыс. тонн). Также было объявлено о наличии 24 бывших объектов по производству химического оружия, из которых 8 объектов подлежали ликвидации и 16 - конверсии.
Наряду с этим Российская Федерация представила в ОЗХО общий план-график уничтожения химического оружия, общие планы уничтожения и конверсии объектов по производству химического оружия и сроки проведения мероприятий по их уничтожению или конверсии.
Ныне в соответствии с планом из 24 объявленных российских объектов по производству химического оружия 8 объектов физически уничтожены, что подтверждено соответствующими сертификатами ОЗХО. На 15 объектах из 16, получивших разрешение на конверсию, завершено создание коммерческих конверсионных производств и проводится хозяйственная деятельность. При этом в соответствии с Конвенцией в течение 10 лет все конверсируемые объекты продолжают оставаться под режимом международной проверки посредством инспектирования и представления на регулярной основе информации о проводимой деятельности. Для оставшегося одного объекта разрешенная конверсионная деятельность будет начата после окончания работ по его демилитаризации (завершение демилитаризации планируется к середине 2010 года).
Строго в соответствии с требованиями Конвенции и целевыми показателями ФЦП в России были выполнены первый и второй этапы уничтожения запасов химического оружия - в установленные Конвенцией сроки было уничтожено, соответственно, 400 и 8 тыс. тонн отравляющих веществ. Не стал исключением и третий этап. 45 проц. или 18 тыс. тонн ОВ уничтожены досрочно, к концу ноября 2009 года.
Уничтожение запасов химического оружия в рамках 3 этапа осуществлялось под контролем инспекционных групп Технического секретариата ОЗХО на объектах: "Марадыковский" (Кировская область), "Леонидовка" (Пензенская область), "Щучье" (Курганская область) и "Камбарка" (Удмуртская Республика). В Камбарке уничтожение хранившихся там запасов химического оружия было полностью завершено в марте 2009 года.
В рамках завершающего четвертого этапа предстоит в определенные Конвецией сжатые сроки уничтожить оставшиеся 22 тыс. тонн ОВ, для чего за короткое время дополнительно к действующим объектам будут построены и введены в эксплуатацию два новых объекта УХО: в г. Почеп Брянской области и пос. Кизнер Удмуртской Республики. Задача уникальная - ведь первые 45 проц. российских запасов химоружия уничтожались в течение шести лет. Ее выполнение осложняется крайне непростой экономической ситуацией, вызванной финансовым кризисом, а также несвоевременным и недостаточным в объемах значительно ниже заявленных поступлением финансовых средств от иностранных государств-доноров.
В связи с этим Правительством Российской Федерации на систематической основе принимаются меры по оценке ситуации, связанной с реализацией соответствующих программных мероприятий.
Ваш Департамент ведет большую практическую работу по организации сотрудничества с ОЗХО, в частности ее инспекционной деятельности на российских объектах по хранению и уничтожению химоружия. Каковы масштабы этой деятельности?
При выполнении своих конвенционных обязательств Россия активно сотрудничает с ОЗХО. Она является членом Исполнительного совета организации, ее представители входят в состав таких консультативных органов ОЗХО, как Комиссия по конфиденциальности, Научно-консультативный совет, Консультативный орган по административным и финансовым вопросам.
В рамках сотрудничества с ОЗХО Россия на регулярной основе представляет предусмотренную Конвенцией подробную информацию, поддерживает деятельность инспекционных групп ОЗХО по проверке своих объектов, в частности, систематические инспекции российских объектов по хранению химоружия, бывших объектов по его производству, постоянное наблюдение за уничтожением отравляющих веществ на объектах УХО "Марадыковский", "Леонидовка" и "Щучье".
Отдельно остановлюсь на организации инспекционной деятельности ОЗХО на российских объектах по хранению и объектах по уничтожению химоружия, которая является одним из важнейших направлений деятельности Департамента реализации конвенционных обязательств Минпромторга России. Инспекционная деятельность ОЗХО составляет основу контрольного механизма Конвенции. Инспекции российских объектов по хранению химоружия проводятся с марта 1998 года. Периодичность таких инспекций для каждого объекта может составлять до 2 инспекций в год. Длительность одной инспекции может достигать 7 дней, а численный состав инспекционной группы - 8 инспекторов. К настоящему времени проведено порядка 80 такого рода инспекций.
Инспекции ОЗХО российских объектов УХО начали проводиться с декабря 2002 года. Цель данных инспекций состоит в подтверждения типов и количества уничтожаемого на каждом инспектируемом объекте химического оружия, а также того, что соответствующая деятельность по уничтожению соответствует требованиям положений Конвенции. Инспекции осуществляются методом круглосуточного наблюдения. Численный состав находящейся на каждом объекте инспекционной группы достигает 5-8 человек. На основе ротаций смена инспекционных групп на инспектируемом объекте проводится через каждые 3-4 недели. За прошедшие семь лет на действующих российских объектах УХО было проведено более 200 ротаций инспекционных групп ОЗХО.
Департаменту реализации конвенционных обязательств Минпромторга России в той или иной степени приходится заниматься практически всеми вопросами организации и обеспечения инспекционной деятельности ОЗХО на российских объектах, начиная с подготовки проектов соответствующих соглашений и заканчивая простыми бытовыми житейскими проблемами.
Во всех случаях Технический секретариат ОЗХО неизменно отмечает высокий уровень сотрудничества, проявляемый российской стороной.
Таким образом, уровень сотрудничества России с ОЗХО можно оценить как достаточно высокий, что, несомненно, является важнейшим фактором для выполнения нашей страной своих конвенционных обязательств.
Говоря об успешном выполнении Россией своих конвенционных обязательств и многолетней успешной безаварийной деятельности объектов УХО, нельзя не упомянуть отечественные технологии утилизации химического оружия. В чем состоит их преимущество?
С гордостью скажу, что технологии уничтожения химического оружия, с успехом реализуемые на российских объектах, разработаны нашими учеными. Законодателем в данной области является Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследова тельский институт органической химии и технологии" (г. Москва).
Эти технологии в комплексе с созданной в России государственной системой экологического мониторинга и контроля на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов УХО обеспечивают экологически чистый и безопасный процесс уничтожения химоружия и безаварийность. В этой связи необходимо отметить, что в ходе проведенного в 90-х годах сравнительного тестирования российских и американских технологий уничтожения химического оружия американскими учеными было подтверждено преимущество российских технологий уничтожения.
В основе российских технологий лежит принцип химической деструкции отравляющего вещества через его взаимодействие с дегазирующим реагентом. Реакция детоксикации проводится в герметичном реакторе. В процессе используются системы гарантированной очистки отходящих газов и автоматизированного управления и контроля за процессом. Получаемые в ходе уничтожения химического оружия реакционные массы подлежат утилизации посредством переработки в нетоксичные продукты, подлежащие длительному захоронению на специальных полигонах, либо переработки в продукты, позволяющие их использовать в народнохозяйственной деятельности (например, реакционные массы от уничтожения люизита на объекте "Камбарка"), либо высокотемпературной переработки в специальных печах.
Рохелио Пфиртер, генеральный директор Организации по запрещению химического оружия:
- Российская Федерация демонстрирует, как политическая воля может быть воплощена в конкретных действиях и реальных результатах. В этой связи хотелось бы поблагодарить Российскую Федерацию за ее достижения в области химической демилитаризации и призвать ее не ослаблять усилий, направленных на полное уничтожение ее запасов химического оружия.