Тюремное ведомство заставит своих сотрудников сообщать о попытках подкупа

Тюремное ведомство намерено ввести особую процедуру, по которой работники казенных домов должны сообщать начальству, что кто-то пытается их подкупить.

Все подобные признания будут браться на учет управлением собственной безопасности ведомства. А людям, предложившим мзду, грозит срок. Ведь подкуп государственного человека - это тоже преступление.

Пока это только проект, хотя, конечно, и сегодня ничего не мешает сотруднику казенного дома заявить куда следует, когда ему предлагают деньги за нехорошие дела. Скажем, пронести наркотики в зону или передать мобильный телефон криминальному авторитету. То, что от такого заработка надо отказываться, это даже не обсуждается. Но в перспективе нельзя будет и промолчать о таком предложении.

Сейчас тюремное ведомство вынесло на общественную экспертизу проект приказа, утверждающего "Порядок уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений".

Согласно нему гражданин начальник должен сообщить по команде не только о сомнительном предложении в его адрес, но и о коллеге, запятнавшем свой карман взяткой. Точно так же надо доложить руководству, если коллега что-то наврал в декларации о доходах или вообще не подал таковую. Возможно, конечно, это будет не по-товарищески. Но молчание в данном случае - риск. Если правда вскроется, могут ведь и уволить.

Как сказано в документе: "Невыполнение государственными служащими должностной (служебной) обязанности по уведомлению о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений или сокрытие таких фактов является правонарушением, влекущим их увольнение".

Интересно, что бороться с коррупцией при помощи подобной гласности первым предложил глава Высшего арбитражного суда России Антон Иванов. При этом он, естественно, имел в виду судей. Мол, они должны сообщать обо всех обращениях по делу, когда они не по делу, давлении и попытках подкупа. Предлагалось и предлагается завести специальный журнал для таких антикоррупционных записей. Но, чтобы воплотить эту идею в жизнь, надо поменять закон. Пока этого не случилось.

А скептики не раз высказывали мнение, что процедура может оказаться декоративной. Мол, разве судья или хотя бы чиновник будут сообщать всю правду о поступивших предложениях? Оно им надо? И главное - как это проверить, если человек в мантии или мундире промолчал?

Тем не менее пока в судейском сообществе идея только обсуждается, исполнительная власть уже взяла ее на вооружение. В перспективе подобные процедуры должны появиться в каждом ведомстве. Так предписывает Закон "О противодействии коррупции", вступивший в силу в январе нынешнего года. Кстати, в службе судебных приставов подобные программы уже действуют и приносят некоторые результаты. В этом году попали на скамью подсудимых примерно полтора десятка граждан, пытавшихся подкупить приставов. Скажем, в Промышленном районе Оренбурга должник пытался решить вопрос миром, точнее деньгами, чтобы вопреки решению суда не сносили его дом. Однако пристав немедленно доложил о щедром предложении наверх, и у должника вновь возникли проблемы с законом.

Нередко люди предлагают деньги, чтобы откупиться от уголовного дела. Суммы предложений доходили до 50 тысяч рублей. Приставы не брали и докладывали по инстанции. Быть честным, как в рекламе, оказывалось выгодно: руководство ведомства награждало премиями отказавшихся от мзды сотрудников. Правда, пока трудно дать оценку: единичные это случаи или уже система. Практика-то новая. Теперь по этому же пути намерены пойти и работники казенных домов. Но в проекте тюремного ведомства пункта про премии нет, хотя и не исключено, что в индивидуальном порядке кого-то будут поощрять.

Понятно, что среди приставов были и такие, кто не отказывался. В этом году по статье "Получение взятки" привлечены более тридцати приставов. А ведь у них был шанс доложить вовремя и получить награду. Возможно, и в казенном доме не все поспешат с докладом. Кто-то, наоборот, возьмет - да и возьмет. Но авторы подобных предложений надеются создать атмосферу, когда и брать рискованно, и предлагать опасно. А выбор останется за конкретным человеком.