С нового года в Липецке начинает действовать комплексная автоматизированная система управления пассажирскими перевозками и оплаты проезда.
Из муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев исчезнут привычные бумажные билеты. На смену им придут пластиковые карты - своего рода электронный транспортный "кошелек".
Отдельные элементы внедряемой системы - спутниковая навигация или карточная оплата проезда - действуют уже в нескольких российских городах. В Липецке современные технологии будут использованы в комплексе. Подобного опыта в стране пока нет, хотя теперь он рекомендован Минтрансом РФ к применению в других регионах.
Стоимость системы порядка 62 миллионов рублей.
- Но даже в кризисный период Липецк пошел на эти затраты, - говорит глава Липецка Михаил Гулевский. - Окупаемость проекта - один год. Считаю это очень эффективным вложением бюджетных средств.
С введением комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками диспетчерские службы автопредприятий смогут более эффективно использовать транспорт. В центре управления каждая единица техники, будь то трамвай или частная маршрутка, в режиме реального времени видна на электронной карте. А значит, можно вычислить самые напряженные маршруты, оптимизировать интервалы движения, исключить простой транспорта, вести мониторинг пассажиропотока.
Теперь изменилось и внутреннее оснащение муниципального подвижного состава. Каждая машина снабжена бортовым компьютером и специальными терминалами платы за проезд. Никаких турникетов на входе-выходе не предусмотрено. Пассажиру достаточно приложить транспортную карту к терминалу, и он получит на руки билет, на котором указаны данные его карты, остаток денежных средств на счету, время оплаты, название остановки и номер маршрута.
Одним из важных преимуществ технологии в департаменте транспорта называют борьбу с "зайцами". Выдаваемый терминалом билет имеет штрихкод, который меняется после каждого рейса. К тому же умная техника будет отслеживать пассажиропоток - автоматически подсчитывать количество вышедших, вошедших и оплативших проезд пассажиров.
- Мы будем знать, сколько человек в салоне и сколько из них оплатили проезд. Следовательно, сможем по радиосвязи оперативно сообщать, какой в данном автобусе уровень оплаты проезда, - говорит Александр Литновский, представитель фирмы, исполнившей муниципальный заказ. - Это значит, что бригады контролеров должны стать мобильными.
А вот услуги кондукторов с введением терминалов оплаты перестанут быть востребованными. Правда, первое время они будут помогать гражданам освоиться с новыми правилами проезда. К тому же кондуктор, используя служебную пластиковую карту, будет выдавать с терминала билеты тем, кто еще не приобрел электронный "кошелек".
- В 2010 году сокращения кондукторского состава не будет, - обещает Михаил Гулевский. - Оно начнется лишь с 2011-го. Но одновременно мы создаем штат контролеров из 80-100 человек, и желающих можно перевести туда.
Приобретение "пластика" останется делом добровольным. Карту с нулевым номиналом продают по себестоимости - 50 рублей, в дальнейшем пассажир может положить на нее любую сумму. Срок службы такого "проездного" - пять лет, причем он будет действителен для всех видов транспорта, но только муниципального.
Приезжие или те, кто пользуется муниципальными автобусами, троллейбусами или трамваями от случая к случаю, смогут и впредь расплачиваться наличными через кондуктора или водителя. Для них сохраняется действующий сейчас десятирублевый тариф. Зато обладателям "пластика" транспортники обещают около 20 процентов скидки - стоимость поездки для них будет восемь рублей.
Другой важный вопрос - льготы за проезд. В 2010 году для федеральных и региональных льготников никаких перемен не обещают - по единым социальным проездным они по-прежнему смогут совершать неограниченное количество поездок. Что будет дальше, окончательно не решено. Не исключено, что бумажные проездные заменит пластик, но отразиться на положенных по закону льготах это не должно.
Для студентов и школьников предусмотрены персонифицированные карты с фотографиями. Поездка по ним обойдется студентам в семь рублей, школьникам - в шесть. Правда, проезд для этой категории пассажиров перестанет быть безлимитным, то есть каждая поездка будет оплачиваться по льготному тарифу.
Николай Новиков, председатель департамента городского транспорта администрации Липецка:
- Сейчас трудно спрогнозировать, будут ли муниципальные предприятия работать в убыток, предлагая владельцам пластиковых карт скидку за проезд. По нашим предварительным расчетам, за счет дисконта мы сможем привлечь дополнительное количество пассажиров. К тому же, пополняя счет транспортной карты, пассажиры кредитуют транспортников. Считаем такой подход экономически выгодным.