Благодаря ей обеспечивается контроль безопасности объектов со стороны уполномоченных органов исполнительной власти
В рамках Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" создана и функционирует стройная система обеспечения экологической безопасности процесса уничтожения химического оружия. Законодательной базой этой системы является Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Базовым элементом системы экологической безопасности является существующая на каждом объекте по уничтожению химического оружия, являющемся опасным промышленным объектом, штатная система контроля за соблюдением установленных экологических нормативов на химическом производстве, называемая производственным экологическим контролем и мониторингом (ПЭКМ). С ее помощью ведется непрерывное наблюдение за состоянием загрязнения производственной зоны и хранилищ, выбросов системы вентиляции, воздуха, почвы, снежного покрова, растительного и животного мира в санитарно-защитной зоне и зоне защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Система рассчитана на два режима - штатный и аварийный. В штатном проводится плановый контроль, а при возникновении аварийной ситуации ПЭКМ призвана оперативно обрабатывать и анализировать поступающие данные, прогнозировать развитие событий с учетом всей суммы факторов, оценивать эффективность мер по ликвидации аварии.
Сердцем системы являются расположенные на объекте информационно-аналитический центр и химико-аналитическая лаборатория. В ее распоряжении для сбора данных стационарные посты и передвижные лаборатории контроля, подвижные посты отбора проб. Контроль воздуха промзоны и хранилищ, вентиляционных выбросов ведется с помощью автоматических газоанализаторов, работающих в непрерывном и периодическом режимах. Оперативные данные о погоде дает расположенная на объекте метеостанция.
Ввиду чрезвычайной опасности химического оружия с самого начала реализации ФЦП в качестве одной из мер по обеспечению безопасности населения и защите окружающей среды на государственном уровне было принято решение о создании в дополнение к системе производственного экоконтроля и мониторинга еще одного элемента - полномасштабной государственной системы экологического контроля и мониторинга (ГЭКиМ) как объектов УХО, так и природных систем в зоне их влияния - санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий.
Программа создания такой системы была реализована совместными усилиями Министерства природных ресурсов РФ и госзаказчика программы ликвидации химоружия. В 1998-2003 гг. специалистами НИИ промышленной экологии и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия были разработаны нормативная документация, технические и методологические подходы к обеспечению государственного контроля и мониторинга объектов УХО, методики контроля наличия ОВ в промышленных выбросах и природных средах. Официально система государственного контроля и мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия была создана решением правительства РФ в октябре 2003 года. На базе ФГУ ГосНИИЭНП был создан Центр государственного контроля и мониторинга объектов по уничтожению химического оружия. В течение всего периода функционирования опытного объекта по УХО в п. Горный Саратовской области проводился плановый контроль, отрабатывались методики контроля источников загрязняющих веществ (выбросов, технологических вод, состава отходов и реакционных масс), а также основных природных сред (атмосферный воздух, почва, вода). Осуществлялись проверки состава и безопасности реакционных масс, отрабатывалась методология оценки влияния объекта на окружающую природную среду.
Помимо разработки важных методик, важнейшим итогом проведенных работ стала разработка унифицированных подходов к созданию системы экологического мониторинга объектов по уничтожению химического оружия. Кроме того, была обеспечена совместимость производственной и государственной систем мониторинга объекта. Как результат на основе опыта эксплуатации показавшей высокую эффективность системы контроля и мониторинга в п. Горный Саратовской области была разработана концепция создания региональных систем ГЭКМ для обеспечения государственного контроля и мониторинга строящихся объектов по уничтожению химического оружия.
Итогом ее реализации стало знаменательное событие: в 2005 году во всех шести регионах РФ, где расположены объекты по хранению и осуществлялось строительство объектов по уничтожению химоружия, были созданы и прошли государственную аккредитацию региональные центры экологического контроля и мониторинга.
Созданная система госконтроля позволила обеспечить контроль безопасности объектов со стороны уполномоченных органов исполнительной власти: Ростехнадзора, Росприроднадзора, администрации регионов и других структур, в чьем ведении находятся вопросы безопасного уничтожения химоружия.
Функционирование региональных центров осуществляется на основании нормативных документов - Положения о региональном центре по обеспечению государственного экологического контроля и мониторинга объектов по хранению и уничтожению химического оружия и Программы экологического контроля источников загрязнения на объектах хранения и уничтожения химического оружия и проведения экологического мониторинга окружающей среды в зонах защитных мероприятий объектов.
Региональные центры имеют в своем составе следующие структурные подразделения: центральную экоаналитическую лабораторию; лабораторию биомониторинга и биотестирования (для количественной оценки токсичности объектов окружающей среды, а также отходов, образующихся при функционировании объектов); мобильную систему пробоотбора; информационно-аналитический центр, предназначенный для отображения и анализа информации, исследования процессов накопления и распространения загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, информирования органов государственной власти и населения.
Центральная экоаналитическая лаборатория предназначена для анализа образцов промышленных выбросов, сточных вод, промышленных отходов и почвы на промплощадке, анализа образцов атмосферного воздуха, почвы, природной воды, донных отложений, снежного покрова в санитарно-защитной зоне и в зоне защитных мероприятий, а также проведения экоаналитических работ для разработки нормативных документов.
Деятельность экоаналитической лаборатории состоит из трех периодов - до пуска объекта лаборатория осуществляет фоновые наблюдения окружающей природной среды в СЗЗ и ЗЗМ арсенала хранения и строящегося объекта УХО. В процессе уничтожения химоружия лаборатория оценивает влияние объекта УХО на окружающую среду, и, наконец, по окончании функционирования объекта УХО лаборатория будет проводить фоновые наблюдения в ЗЗМ для определения степени возможных изменений в окружающей среде.
Биомониторинг и биотестирование являются системой контроля состояния природной среды в зоне объекта, базирующегося на реакции живых объектов и растительного мира в ответ на воздействие загрязнения, что позволяет определять биологическую опасность загрязнений. Методы биотестирования включают тесты на дафниях, на инфузориях, на светящихся бактериях и на микроводорослях.
Биоиндикация как метод является достаточно новым способом эколого-биологических наблюдений. С ее помощью устанавливается влияние какого-либо воздействия на различные наиболее показательные организмы и определяются места скопления различного рода загрязнений, прослеживается скорость происходящих в природной среде изменений. В ЗЗМ объектов УХО создана сеть из постоянных пробных площадок бионаблюдений за сообществами живых организмов, наиболее характерных для данной территории и максимально сохранившихся в первозданном виде. Сеть площадок будет действовать на период строительства и работы объектов УХО, а также несколько лет после завершения ликвидации химоружия. Сейчас на всех постоянных пробных площадках проведено подробное описание растительного сообщества, отобраны образцы растений для гербария, почва для химического анализа. На каждую площадку заполнен паспорт с определением координат, путей подъезда и описанием местности.
Организация биомониторинга животного мира, особенно позвоночных животных, позволяет наиболее объективно подойти к оценке воздействия объекта на состояние природной среды в параметрах, сопоставимых с воздействием на организм человека. В отличие от мониторинга растительности отслеживаемые показатели состояния животного мира более изменчивы в пространственном и временном отношении.