В процессе уничтожения запасов химического оружия первоочередное значение придается обеспечению его безопасности. При проведении работ надзорными органами осуществляется строгий контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности.
Один из ключевых моментов - создание системы экологической безопасности объектов УХО. С этой целью в дополнение к системе производственного экоконтроля и мониторинга, существующего на опасных производствах, создана государственная система экологического контроля и мониторинга как объектов УХО, так и природных систем в зоне его влияния - санитарно-защитной зоны и зоны защитных мероприятий. На объектах проводится регулярный контроль источников загрязняющих веществ (выбросов, сбросов, технологических вод, отходов и реакционных масс), а также мониторинг основных объектов природной среды (атмосферный воздух, почвенный покров, природная и грунтовая вода, снежный покров). Природная вода, грунтовые воды, снежный покров контролируются по 26 показателям, атмосферный воздух - по 8 показателям, почвенный покров, донные отложения - по 13 показателям.
Не до конца решен вопрос утилизации отходов, образующихся в ходе уничтожения ОВ. В связи с этим вопрос об утилизации отходов был недавно рассмотрен на заседании Госкомиссии по химразоружению.
Говоря о многолетней успешной безаварийной деятельности объектов УХО, нельзя не упомянуть отечественные технологии утилизации химического оружия. Законодателем в данной области является Федеральное государственное унитарное предприятие ГосНИИОХТ (г. Москва). В ходе проведенного в 90-х годах сравнительного тестирования российских и американских технологий уничтожения химического оружия американскими учеными было подтверждено преимущество российских технологий уничтожения боевых отравляющих веществ.
Принцип опережающего строительства объектов социнфраструктуры в регионах, где расположены объекты по хранению и уничтожению химического оружия, в качестве одного из главных заложен в Федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". На эти цели предусмотрено выделение до 10 процентов от сметной стоимости создания объектов УХО. Строительство ведется в соответствии с Перечнями, которые утверждаются совместно администрациями регионов и государственным заказчиком. На настоящий момент на строительство объектов социнфраструктуры выделено около 9 миллиардов рублей, из них освоено 7,8 миллиарда. Из приведенных цифр видно, что создание объектов по хранению и уничтожению химического оружия вносит очевидный вклад в развитие регионов.
Нельзя не сказать и об особенностях строительства. Практически все строительные объекты расположены вдали от мест постоянной дислокации подрядных организаций и предприятий стройиндустрии, что вызвало нехватку рабочей силы на местах.Несмотря на это, строительство осуществлялось в сжатые сроки. В регионах появились новые рабочие места, к участию в строительстве привлекались местные проектные и строительные организации. И в первую очередь, как уже говорилось, опережающими темпами создавались объекты социальной инфраструктуры - школы, больницы, жилые дома, проводились дороги, инженерные сети, тепловые и газовые коммуникации. Все это в результате позволило улучшить условия жизни населения, проживающего в зоне защитных мероприятий.
В регионах, где осуществляется строительство заводов УХО, значительную часть работ для развития социнфраструктуры выполняет Федеральное агентство специального строительства. К качеству выполненных работ нареканий нет. Объекты сдаются в эксплуатацию строго в установленные сроки. Впереди - большие планы, строительство в Почепе и Кизнере.
В системе государственных мероприятий, направленных на выполнение ФЦП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", важное место занимают вопросы безопасности в плане охраны здоровья работающего персонала и населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий объектов.
Медико-санитарное обеспечение объектов осуществляет ФМБА России. В местах расположения химических арсеналов при ЦРБ созданы поликлинические консультативно-диагностические центры для обследования граждан. Они ведут учет населения с указанием динамики заболеваемости, проводят дополнительные клинико-инструментальные, биохимические и иммунологические исследования. Больным оказывается любая необходимая медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная. Идет создание единой системы медицинского мониторинга и персонального учета. По состоянию на ноябрь 2009 г. система содержит сведения о 86 067 гражданах, из них около 76 000 жителей ЗЗМ (включая 18 465 детей), 11 954 сотрудника объектов УХО, 1721 сотрудник бывших производств ОВ.
Анализ состояния здоровья представительной выборки населения, проживающего в ЗЗМ, показал, что выявленные расстройства связаны с возрастом, полом, социально-бытовыми условиями жизни. Основными факторами окружающей среды, неблагоприятно влияющими на здоровье населения, являются загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятий, котельными, автотранспортом, некачественное водоснабжение, загрязнение почвы пестицидами и другими ядохимикатами, недостаточное благоустройство населенных мест. Данные Роспотребнадзора подтверждают, что в обследуемых регионах демографическая ситуация полностью отражает состояние естественного движения населения на территории РФ. Взаимосвязи состояния здоровья людей с проживанием вблизи или работой на объектах УХО не выявлено.
В июне 2002 года на саммите "восьмерки" в Кананаскисе (Канада) ведущие государства учредили Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения и определили приоритетные направления сотрудничества в этой области, одним из которых стало уничтожение химического оружия. Страны "восьмерки" обязались выделить на Глобальное партнерство в течение десяти лет, т.е. до 2012 года, до 20 млрд долларов.
За истекший период заинтересованность государств в оказании содействия России в выполнении Конвенции значительно возросла. Ныне участниками программы содействия являются 16 государств (Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, США, Финляндия, ФРГ, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция), а также Европейский Союз и американский фонд "Инициатива по уменьшению ядерной угрозы".
Все семь российских объектов по уничтожению химического оружия в той или иной мере созданы или создаются при иностранном содействии. С 2002 года Россия получила около 1 млрд долларов на уничтожение химоружия. Вместе с тем этот объем составляет меньше половины от заявленных объемов, безвозмездная помощь не всегда поступает своевременно. Из-за этого уже неоднократно приходилось корректировать сроки выполнения российской программы химразоружения и изыскивать в срочном порядке средства из бюджета для того, чтобы не сорвать выполнение намеченных проектов.
В результате предпринятых усилий ситуация улучшилась. Большинство проблем в области международного сотрудничества, влияющих на фактическое выполнение программы уничтожения химоружия в России, в основном преодолены.
В настоящее время международное сотрудничество реализуется по трем векторам: строительство второго пускового комплекса объекта "Щучье" и строительство объектов УХО "Почеп" в Брянской области и "Кизнер" в Удмуртии.