Тема номера: Химразоружение - общая забота

Отправной точкой процесса химразоружения в нашей стране можно считать 1969 год, когда при активном участии СССР была принята резолюция ООН N 2603 о запрещении химической войны. Осознавая опасность неконтролируемого распространения и применения химического оружия, сложности обеспечения безопасности его хранения, СССР стал инициатором процесса химического разоружения, выступив с инициативой прекращения производства и полного уничтожения химического и бактериологического оружия. В 1974 г. на московской встрече в верхах СССР и США было принято решение в рамках Конференции по разоружению в Женеве начать переговоры о полном запрещении химического оружия, результатом которых стало заключение спустя почти 20 лет международной Конвенции по химразоружению.

В результате напряженной работы был создан уникальный документ, запрещающий целый класс оружия массового уничтожения и приводящий в действие беспрецедентный механизм контроля не только за военными, но и за гражданскими химическими объектами. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХО) после одобрения ее проекта в декабре 1992 года на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была открыта к подписанию в январе 1993 г. в Париже. 13 января того же года Российская Федерация подписала Конвенцию, войдя в состав ее первоначальных участников. Почти четыре года потребовалось для того, чтобы набрать необходимое для вступления в силу количество ратификаций - 65, и Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года.

В разработке Конвенции принимали участие около 40 государств - членов Конференции по разоружению в Женеве и около 30 государств - наблюдателей.

В апреле 1987 года СССР в одностороннем порядке объявил о прекращении производства химического оружия, а также о том, что никогда и нигде его не применял и не имеет за пределами своих границ. Кроме того, в октябре того же года СССР ознакомил участников переговоров в Женеве с типовыми образцами своего химического оружия и продемонстрировал на полигоне в Шиханах процесс уничтожения аварийных химических боеприпасов. При этом уже в 1985 году было принято решение о строительстве первого объекта УХО в г. Чапаевск Самарской области. Завод так и не был введен в эксплуатацию, поскольку политические, экономические и социальные перемены в России, начавшиеся в это время, а также обеспокоенность общественности в отношении безопасности и экологичности процесса и ее протесты против пуска этого объекта, заставили органы власти "заморозить" объект. С этого же времени стала формироваться законодательная и нормативная правовая база в области химического разоружения.

31 октября 1997 года Государственная дума ратифицировала Конвенцию, был принят соответствующий Федеральный закон N 138-Ф3. Совет Федерации одобрил этот закон 5 ноября того же года. Через 30 дней после сдачи ратификационной грамоты Генеральному Секретарю ООН, а именно 5 декабря 1997 года, Конвенция вступила в силу для Российской Федерации.

В настоящее время число участвующих в Конвенции государств составляет 188, вне Конвенции находится 7 государств (Израиль, Египет, Сирия, КНДР, Мьянма, Сомали, Ангола). Число государств, объявивших о наличии у них запасов химического оружия, остается прежним. Таких государств 6, включая Россию и США.

В целом по состоянию на 30 сентября 2009 года уничтожено порядка 52% мировых запасов химического оружия. В соответствии с обязательствами по Конвенции завершили уничтожение своих запасов химического оружия Албания - в июле 2007 года, Республика Корея - в конце 2008 года, Индия - в марте 2009 года. Ливия приступает к строительству объекта УХО.

В США уничтожено около 68 % запасов химического оружия категории 1. Российская Федерация досрочно выполнила свои конвенционные обязательства по третьему этапу, уничтожив к концу ноября 45% (18 тыс. тонн) своего химического арсенала. Продолжаются плановые работы по созданию объектов УХО в Почепе и Кизнере. В стадии завершения работы по ликвидации бывших объектов по производству химического оружия. Из 24 бывших российских объектов 8 физически уничтожены, что подтверждено соответствующими сертификатами ОЗХО. На 15 из 16 объектов с разрешения ОЗХО завершено создание коммерческих конверсионных производств.

Плодотворно развивается международное сотрудничество в области химразоружения. В июне 2002 года на саммите "восьмерки" в Кананаскисе (Канада) ведущие государства учредили Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения и определили приоритетные направления сотрудничества в этой области, одним из которых стало уничтожение химического оружия. За истекший период заинтересованность государств в оказании содействия России в выполнении Конвенции значительно возросла. Ныне число таких участников программы содействия составило 18, в том числе, шестнадцать государств (Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, США, Финляндия, ФРГ, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция), а также государственное объединение Европейский Союз и американский фонд "Инициатива по уменьшению ядерной угрозы".

Необходимо отметить, что все семь российских объектов по уничтожению химического оружия в той или иной мере созданы или создаются при иностранном содействии. В ходе сотрудничества с иностранными государствами в области химразоружения наиболее насущным для России всегда являлся вопрос своевременности оказания помощи и ее соответствия заявленным объемам.

Здесь высветился ряд проблемных вопросов. В отдельных случаях во главу угла нашими иностранными партнерами ставилось не финансирование наиболее важных проектов, а заинтересованность в освоении средств путем поставки оборудования иностранного производства, не предусмотренного проектом, или перераспределение этих средств на другие сферы сотрудничества в нарушение действующих договоренностей. Значительные объемы средств, предусмотренные соглашениями и договоренностями, еще не освоены.

Фактический объем международной помощи нашей стране составил в настоящее время порядка 40% от объема заявленных на эти цели средств. С учетом этого она может быть лишь подспорьем в выполнении наших обязательств по Конвенции.

Вместе с тем Россия высоко оценивает содействие всех участников программе химического разоружения в РФ. В результате предпринятых усилий ситуация улучшилась. Большинство проблем в области международного сотрудничества, влияющих на фактическое выполнение программы уничтожения химоружия в России, в основном, преодолены.

В настоящее время международное сотрудничество реализуется по трем векторам: строительство второго пускового комплекса объекта "Щучье" и строительство объектов УХО "Почеп" в Брянской области и "Кизнер" в Удмуртии.

В рамках сотрудничества с США находятся на завершающем этапе работы, выполняемые в рамках трехсторонних государственных контрактов по строительству объекта "Щучье". Правительство США выразило согласие оказать содействие в техническом сопровождении поставленного оборудования нероссийского производства на этапе его эксплуатации.

Динамично развивается сотрудничество с ФРГ по созданию одного из производственных корпусов объекта "Почеп". Совместный проект должен быть завершен в июне 2010 г. В полной мере это относится и к российско-швейцарскому сотрудничеству. В настоящее время завершается последний из совместных проектов, направленный на поставку оборудования для системы энергообеспечения объекта в г. Почеп.

Особо следует отметить прогресс, достигнутый в настоящее время в рамках российско-канадского сотрудничества. Правительством Канады выделены

средства на поставку технологического оборудования для основных производственных корпусов указанного объекта. С декабря 2008 г., после подписания первого контракта с канадской стороной, началась практическая реализация совместных проектов, осуществляемая в соответствии с намеченными планами и согласованными графиками поставок.

дословно

Виктор Христенко,министр промышленности и торговли РФ:

- Российская Федерация досрочно выполнила свои обязательства по третьему этапу Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, уничтожив к концу ноября 45 процентов или 18 тысяч тонн своих запасов химического оружия.