30.12.2009 17:59
    Поделиться

    Самое важное в отечественном театре, музыке, литературе и кино по мнению обозревателей отдела культуры "РГ"

    В конце года свои итоги подводят обозреватели отдела культуры. Представляем вашему вниманию топ-5 самых заметных - грустных и радостных - событий культуры 2009 года, на которые обратили внимание наши журналисты.


    Пять театральных событий года представляет Алена Карась

    1. "Дядя Ваня" в Театре им. Вахтангова

    Премьера "Дяди Вани" - не очередное театральное событие, а явление глубоко симптоматичное. Как только его сыграли весной, на прогоне, поползли слухи о воскрешении того блистательного режиссерского театра, который был когда-то в России и Советском Союзе. Нервность репетиций, обостренных конфликтом внутри театра, создавала дополнительный ореол вокруг еще не рожденного спектакля.

    Показательно даже не то, что Туминас сделал в спектакле, а то, как его восприняли первые профессиональные зрители: удовольствие видеть ясную, но при этом сложно, глубоко и объемно выраженную режиссерскую волю, так редко посещает нас в сегодняшнем театре, что рождает огромное восхищение.

    Блестяще сыгранный Сергеем Маковецким дядя Ваня - лучший из всех, когда-либо виденных мной. Он смешон только потому, что мир так отчаянно плох, так безнадежно несовершенен. Мертвая гротескная опера современной жизни и живой человек не могут существовать вместе. Кто-то должен исчезнуть... Но оставить по себе памятник... памятник льву, который остается в отчаянном и мглистом тумане туминасовского спектакля.

    2. "Воццек" в Большом театре

    Выдающаяся и овеянная мифами опера Алана Берга, поставленная в Большом театре Дмитрием Черняковым, продемонстрировала те качества "нового европейского театра", которые выделяют его - способность полностью и весьма мотивированно трансформировать смысловой и художественный контекст, оставаясь в пределах сути. Персонаж, поразивший читателей полной неспособностью связывать явления внешнего мира со своей эмоциональной жизнью, испытывать "эмоции", у его создателя Георга Бюхнера был, тем не менее, живым, трепетным и в сущности духовным существом.
    Черняков перевел его бытие в виртуальное, лишил его уникальности, населив квартиры-клетки огромного дома одинаковыми воццеками с семействами, едва ли не центральным образом спектакля сделал огромный плазменный экран Playstation, в который играет сын Мари - отмороженный подросток. Черняков взял в кавычки имена персонажей, заставив Капитана играть "Капитана", то есть - жестокого солдафона с наклонностями садиста, а Воццека - бедную жертву, с наклонностями мазохиста. Полностью переосмыслено само понимание жертвы - Воццек привычно и деловито "переодевается" в того, кого бьют, ибо ему - такому же среднему бюргеру и клерку как и "Капитан", "Доктор" или "Тамбурмажор" - комфортней чувствовать себя жертвой. Кроме того, он получает за это гонорар, являясь проституткой похуже Мари. В финале убитая им женщина, точно кукла, сидит за столом, и ее смерть не замечает мальчик, погруженный в виртуальную игру.
    Мир, лишенный эмоций, где все привычно подчинены ролевым играм и поведенческим моделям, но не спонтанным и живым "чувствам" - таким предстает "Воццек" в Большом. И в этом смысле он сообщает нам о нашем времени что-то глубоко, но скрыто трагическое.

    3. "Изотов" в Александринском театре, Санкт-Петербург

    Спектакль Александринки - яркий и характерный для нынешнего года проект Андрея Могучего. На основе пьесы Михаила Дурненкова он сочинил собственный сценический текст, мерцающий и не очень внятный, но магически воздействующий прежде всего благодаря декорации Александра Шишкина и музыке, звучащей в исполнении легендарного Олега Каравайчука. Его музыка, а вместе с ней его идеи, духовные эманации образовали то магическое и умное пространство спектакля, в котором хочется поселиться надолго.

    Это хороший признак - русский театр освобождается от тисков слишком документальной реальности, открываясь навстречу сюрреализму. Тени, ангелы, вертикальная дорога, окно - еще окно. Восхитительно белое полотно. Пространство прочищено как в лучших сценических медитациях Роберта Уилсона. Реальность смотрится сама в себя и, наконец, не узнает, открывая иное измерение. Просвещение кончилось. Мир вновь непознаваем.

    4. "Жизнь удалась" в Театре.doc, Москва

    Михаил Угаров, сам себе (и всем своим собратьям по движению "Новая драма") режиссер, поставил пьесу белорусского драматурга Павла Пряжко, и предложил новый тип драматургии. В ней читаются ремарки, потому что без них вообще не понятно, что происходит, а ее герои, подобно Воццеку, не в состоянии дать имена своим чувствам. Более того, они не в состоянии их зафиксировать, хотя явно находятся под их воздействием. Играют это невероятно точно: празднично-игровым и улично-сленговым манером, сильно остраняя якобы "магнитофонную" речь своих персонажей. Благодаря этому эффекту пьеса становится тем, что она и есть - философской критикой языка, беккетовской попыткой уловить его зашкаливающую тахикардию.

    5. "Триптих" в Мастерской П.Фоменко

    Самое главное - Петр Фоменко переменился (быть может, вернулся к себе - более молодому и злому). Его интонация здесь гораздо скептичней, его взгляд на перспективы человечества гораздо мрачней, чем когда бы то ни было.

    "Триптих" стал не только премьерой нового спектакля, но и премьерой нового пространства: в "Мастерской П. Фоменко" появилась Малая сцена. Архитектурная сценопись Владимира Максимова в соединении с магической светописью Владислава Фролова стала главным сюрпризом спектакля. "Каменный гость" - вторая часть "Триптиха", и именно в ней с пространством новой сцены происходит главная метаморфоза - несущая, казалось, стена внезапно поднимается, и за ней мы видим пугающую своей монументальностью городскую перспективу - архитектурные объемы, проемы дверей и окон, лестницы и переходы. Природа этой таинственной метаморфозы проста: оказывается, за поднятой стеной - знакомое уже фойе театра с его впечатляющей высотой, широкими скамьями-ступенями и огромной застекленной панорамой на Москва-реку. Тени, дрожащие в свете свечей, распятие в каменном монастырском проеме, гулкий окрик пространства, власть глубины. Так трагический космос Пушкина раз и навсегда обрел свою идеальную архитектуру.

     

    Пять явлений в рок- и поп-музыке представляет Александр Алексеев


    1. Пожар в клубе "Хромая лошадь"

    Трагическое событие, происшедшее в одном из типичных клубно-концертых заведений России, только на первый взгляд не имеет отношения к музыке. Увы, концертных залов теперь почти не строится, а те, которые есть - часто переориентируются под нужды фитнесс центров или сносятся. Свежий пример - Центральный Дом Художника, где традиционно выступали перед своей аудиторией самые интеллигентные артисты России: от бардов до Ольги Арефьевой, от Павла Кашина до Леонида Федорова. Если и его снесут, как ГЦКЗ "Россия" (на месте которой по-прежнему пустошь) - сколько еще новых "Хромых лошадей" и откроется по соседству по принципу - типа "на безрыбье и рак рыба"?!

    Увы, концертная жизнь все больше переносится или в небольшие клубы, или в бывшие заводские помещения "на скорую руку" переоборудованные под прием зрителей и музыкантов. И у тех и у других - частные владельцы, озабоченные стремлением создать "оригинальный продукт" и привлечь побольше посетителей. А ради этого и число гостей редко кто ограничивает, курить можно практически везде, да и проходы в зал делаются традиционно узкими - чтобы охране было удобней следить: не прорвется ли кто-то без билета?
    Это счастье, что нигде прежде не полыхнуло так раньше! Смертельный опыт "Хромой лошади" говорит о том, что надо жестко запрещать курение в клубах-погребках. А главное - нужно сохранять все имеющиеся концертные залы. Людям надо оставить возможность слушать музыку в комфортных условиях, с хорошим качественным звуком! А не с риском для жизни, в сигаретном дыму и полутемной теснотище…

    2. Рост популярности отечественного фолк-рока
    Он опирался на очень удачные релизы звезд жанра: "Мельницы" (собравшей на презентации диска "Дикие травы" 21 февраля полный зал "Олимпийского", что произошло в отечественном фолке впервые!), Пелагеи, Fleur, "Медвежьего угла", Инны Желанной. В стране появились и утвердились многолюдные фолк-рок фестивали: "FolkDay", "Дикая мята", "Этномеханика", etc. И, пожалуй, впервые с ХIX века в России появилась не академическая музыка, которая станет востребована и уважаема на Западе. Джаз, фанк, рок-н-н-ролл, хэви-метал, брит-поп, R’n’B - обидно, но все они рождались в других странах. У нас - только романсы и теперь вот - почти языческий, шаманский фолк-рок.

    3. Отсутствие новых звезд
    Если год прошлый открыл хотя бы Петра Налича, Amatory, новый проект Маши Макаровой Ya Maha, то 2009-й оказался абсолютно провальным на сенсации. Вот и среди претендентов на главную премию в рок-н-ролле "Чартова дюжина" - все сплошь известные имена, некоторые - уже затертые до дыр, как старая виниловая пластинка… При этом одна из самых креативных и непредсказуемых групп "Агата Кристи" заявила о распаде (хотя Глеб Самойлов - уже без Вадима - планирует продолжить музыкальную деятельность с двумя "новыми агатовцами" - клавишником Бекревым и ударником "Снэйком" Хакимовым).

    4. "Евровидение" в Москве

    Несмотря на сомнения скептиков, московский финал "Евровидения" был признан в мире лучшим за последние годы. Правда и стоил как минимум в полтора раза дороже, чем у стран-предшественниц. Увы, в творческом конкурсе мы проиграли. Певица из Украины Анастасия Приходько пела-страдала, в то время как остальные соперники красиво радовались жизни. Итог - лишь 11-е место. Причем, букмекеры мира предупреждали о готовящемся фиаско (они заранее отдавали первое место Александру Рыбаку). Но мы как всегда никого не послушали.

    5. Новая мировая звезда Сьюзан Бойл

    До апреля ее мало кто знал, помимо мамы и соседей по поселку в Шотландии. Но домохозяйка Сьюзан Бойл спела на конкурсе "Британия ищет таланты", стала любимицей нации (уж больно контрастировала ее деревенская сермяжность с чистым, наивным и душевным вокалом). В итоге ее альбом I Dreamed A Dream к концу года возглавил хит-парады США, Великобритании, а тираж проданных копий превысил 5 миллионов экземпляров (почти рекордные цифры для эпохи MP-3 и пиратских скачиваний в Интернете). И это на фоне окончательного закрытия в России относительно схожих конкурсов: "Народный артист" и "Фабрика звезд" (выпускница последней Приходько спела на Евровидении-2009 - результат вы знаете). Но положа руку на сердце - кто из выпускников семи "Фабрик" потом стал любимцем нации, как Сьюзан Бойл в Великобритании? Может, не там ищем?


    Пять явлений в мире литературы представляет Павел Басинский

    1. Роман Виктора Пелевина "Т"

    При всем моем сложном отношении к этому писателю, не могу не признать, что это было самым ярким и запоминающимся чтением. К тому же 2010 год будет годом Льва Толстого - исполняется 100 лет с момента его ухода и смерти - а роман Пелевина, хотя и в крайне странной, фантасмагоричской форме воспроизводит именно это событие. Любой серьезный толстовед от романа Пелевина, конечно, в ужас придет. И напрасно. Пелевин отличается тем, что берет самые актуальные темы. Толстой во второй половине ХХ века актуален не был - он явно проигрывал это место Достоевскому. Но еще вопрос: чьим будет XXI век - Достоевского или Толстого? На Западе интерес к Толстому сейчас колоссальный. Россия пока отстает. Роман Пелевина, как мне кажется, напоминает нам об этом.

    2. Восстановление первоначального вида могилы Гоголя в Новодевичьем монастыре.

    Открытие могилы Гоголя произошло на неделе католического Рождества. Это, конечно, случайность, но символическая: при жизни, да и после смерти Гоголя подозревали в склонности к католицизму.

    То, что могила великого русского писателя теперь имеет тот вид, на котором он настаивал в своем "Завещании", событие чрезвычайно важное. И оно делает честь новому министру культуры Александру Авдееву, который внял обращению ведущих гоголеведов и деятелей культуры с просьбой восстановить изначальный вид могилы писателя в юбилейной для него году. Напомним, что 1 апреля этого года отмечалось 200-летие Гоголя.

    Восстановить могилу Гоголя в ее действительно изначальном виде, увы, невозможно. Изначально Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря. Летом 1931 года кладбище Данилова монастыря упразднили, а на территории монастыря организовали приемник для несовершеннолетних преступников. Прах Гоголя, Хомякова и Языкова перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря.

    Вскрытие могилы Гоголя - это поистине кафкианский сюжет. Оно происходило в присутствии группы известных советских писателей Всеволода Иванова, Владимира Лидина, Александра Малышкина, Юрия Олеши, Владимира Луговского, Михаила Светлова, Ильи Сельвинского и др. Об останках писателя Лидин сообщал следующее: "Черепа в гробу не оказалось (!), и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста".

    Лидин даже не скрывал, что "позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплетчик вделал в футляр первого издания "Мертвых душ". Литератор Вячеслав Полонский в своем дневнике тоже писал о фактах мародерства, сопровождавших вскрытие этой могилы: "Один отрезал кусочек сюртука Гоголя,  другой - кусок позумента с гроба, который сохранился. А Стенич украл ребро Гоголя - просто взял и сунул себе в карман".
    В 1952 году на новой могиле Гоголя в Новодевичьем монастыре был установлен памятник работы скульптора Николая Томского с  надписью, которую нельзя иначе назвать как издевательской: "Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза". Сейчас этот памятник передали филиалу Исторического музея на Новодевичьем.

    Подлинный крест с могилы Гоголя пропал. Камень "Голгофа" некоторое время хранился в мастерских кладбища. Оттуда его выкупила Елена Сергеевна Булгакова, вдова автора "Мастера и Маргариты", и установила на могиле Михаила Булгакова на том же Новодевичьем, где он и находится до сих пор. Казалось бы, его настоящее место на могиле Гоголя. Но не разрушать же еще и могилу Булгакова, чтобы восстановить могилу Гоголя? Нам еще много чего предстоит "восстановить" в XXI веке. Беда в том, что очень многое восстановлению уже "не подлежит".

    3. Леонид Юзефович

    Замечательный писатель получил первую премию "Большой книги" за роман "Журавли и карлики". Прекрасный историк,  у м н ы й (что сейчас редкость) писатель. А если бы еще существовала премия за поддержку молодых талантов - то еще должен был бы получить именно Юзефович. Скольким он помог! Между прочим, и нынешняя пермская звезда Алексей Иванов - это отчасти его "продукт". Парня ведь не признавали нигде, ни в Москве, ни в родной Перми.

    4. Роман Сенчин

    Автор романа "Елтышевы" не получил за него ни одной премии. У меня сложное отношение к этой вещи, слишком мрачной, слишком безысходной. Но то, что Сенчин в нем "рванул" и стал очевидно незаурядным писателем со своим словом, для меня более чем очевидно. Но премий не получил... Ни "Ясной Поляны", ни "Букера". Хотя был в "коротких списках" обеих премий. А я был в обеих в жюри. Все-таки премии этой чистой воды рулетка. Но я не сомневаюсь, что свои премии - и, может быть, еще покруче, чем "Ясная Поляна" и "Букер" - Сенчин еще получит.

    5. Олег Павлов

    Хороший прозаик вернулся в большую литературу, напечатав в "Знамени" новый роман "Асистола". Он как-то долго в ней отсутствовал. И вот вернулся. Критика пока молчит, но после праздников, думаю, проснется.
     
    Пять самых важных событий и явлений в кино представляет Валерий Кичин

    1. Окончательный раскол Союза кинематографистов РФ

    СК РФ фактически перестал существовать как творческое сообщество единомышленников, как один из базовых факторов, делавших разрозненные фильмы - национальным кинематографом.

    2. Фильмы  молодых режиссеров

    Появились интересные, умные работы целой когорты молодых режиссеров в игровом и документальном кино: Василий Сигарев - "Волчок", Илья Демичев - "Какраки", Владимир Головнев - "Занавес", Борис Хлебников - "Сумасшедшая помощь", Андрей Прошкин - "Миннесота". Это еще не "новая волна", но уже первые признаки образования нового кинематографического поколения.

    3. Кинодрама Владимира Мотыля "Багровый цвет снегопада"

    После огромного перерыва мастер сделал свой главный фильм, в котором сконцентрирован опыт его жизни. Это очень серьезное размышление о природе того, что произошло с Россией в ХХ веке, когда вчерашний враг в любой момент может обернуться другом, и наоборот. Картина, взывающая к пониманию. Мне кажется, эта работа Мотыля положит начало трезвому и многомерному осмыслению великой трагедии в современном кино - трагедии, в которой у каждого была и есть своя правда.

    4. Фильм Валерия Тодоровского "Стиляги"

    Явно недооцененная отечественной критикой работа. Признавая его достоинства и даже включив его в число номинантов премии "Белый слон", критики, по неведению, не поняли всей сложности художественных задач, которые громоздятся перед режиссером труднейшего из жанров - мюзикла. Дебютант в этом жанре, Валерий Тодоровский не только смог их блестяще решить, но и подарил киноистории отечественный мюзикл мирового класса. Это, на мой взгляд, лучшая режиссерская работа года.

    5. Фильм "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино

    Квентин Тарантино снял картину, которая явно знаменует новый этап творчества этого талантливого режиссера: он наконец взрослеет и переходит от чисто синефильских упражнений к содержательному кино.

    Поделиться