30.12.2009 16:52
    Поделиться

    Мировая политика: 2009 год запомнился новыми лицами и громкими обещаниями

    2009 год запомнился новыми лицами и громкими обещаниями

    На днях я встречался с японскими дипломатами. Речь шла о южнокурильских островах.  Для моих собеседников эта тема была донельзя актуальной. И это понятно - не могли же они начинать очередной год, не поговорив о самом  для них  важном. Обсудить историю островов для жителей страны Восходящего солнца - почти то же самое, что для британцев поговорить о погоде, а для французов - о женщинах. Мне даже показалось, что для японцев разговор о Южных Курилах -  своего рода предпраздничный ритуал.

    Об островах дипломаты могли говорить долго и увлеченно. А главное - весьма и весьма серьезно. Но я не удержался и спросил  моих собеседников, что бы они сказали о женщине, которая более 50 лет ищет идеального мужа, автоматически отвергая  попытки других партнеров оказать ей знаки внимания. "Женщина -это Япония?" - серьезно переспросили меня. Услышав утвердительный ответ, японцы  попытались отделаться общими фразами. Но, поняв, что увильнуть от несерьезного разговора не удастся, задали встречный вопрос: "А что бы вы сказали о вашем соседе по однокомнатной квартире, который бы 50 лет сидел на общей кухне?" Мои коллеги, российские журналисты, не растерялись. "В таком случае надо сесть на кухне вместе с ним и выпить за дружбу", - объяснили они  непонятливым дипломатам, что следует делать. Правда, гостей из страны "Восходящего солнца" такой совет явно удивил - видимо, слишком сильно он противоречил японскому менталитету.

    Об этой дискуссии я вспомнил не случайно. В 2009 году происходили события, которые могли бы изменить мир. К власти пришли люди, на словах готовые к кардинальным  переменам. Но дальше  разговоров о необходимости этих изменений дело не сдвинулось ни на Западе, где был избран новый президент Евросоюза, ни в США с приходом Барака Обамы, ни на Востоке, где в Японии впервые за несколько десятилетий на выборах победила оппозиция. Речи звучали новые, а вот дела оставались старыми.

    "Написали на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить", - эта хрестоматийная поговорка великого полководца Александра Суворова применима к событиям и персонам прошедшего года.

    После убедительной победы на президентских выборах в США Барака Обамы мир торжествовал. "Обамамания" захватила планету. Новый глава американского государства обещал примирить страну с исламским миром, улучшить ее имидж, перезагрузить отношения с Россией. По поручению Обамы госсекретарь Хиллари Клинтон подарила российскому министру иностранных дел Сергю Лаврову кнопку с символической надписью. Только вот вместо сложного русского слова "перезагрузка" на ней по недосмотру переводчиков было написано - "перегрузка". Лавров заметил ошибку сразу, и надпись на кнопке поправили. Но было поздно.

    Тут  уместно вспомнить песенку из знаменитого мультфильма про капитана Врунгеля и его яхту "Победа". При спуске на воду от названия "Победа" отвалились две первые буквы. И получилась яхта "Беда". Практически та же история, что и с "Перезагрузкой". Так вот, в песенке есть "пророческие"  слова - "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Сам же многосерийный мультик описывает приключения, которые постоянно случались с "Бедой".

    Вот и у нас в отношениях с Вашингтоном в прошедшем году вместо обещанной перезагрузки постоянно случались различного рода перегрузки. Началось с того, что президент Обама под российские аплодисменты отказался от размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Но еще не стихли хвалебные комментарии в российской прессе, где этот шаг называли первым на пути к нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном, как выяснилось - радоваться, собственно, нечему. Решение об отказе от размещения ПРО в Польше и Чехии носит временный характер. А саму систему противоракетной обороны американцы намерены развивать ускоренными темпами. И теперь Москве нужно дополнительно вооружаться, чтобы сохранить военный баланс.

    В 2009 году окончился срок действия договора о стратегических наступательных вооружениях между Россией и США. Наши страны договорились заключить новое соглашение, в котором будет предусмотрено существенное снижение количества стоящих на боевом дежурстве ракет. О необходимости нового договора неоднократно говорили на различного рода встречах президенты, эксперты не покладая рук искали развязки наиболее спорных вопросов. Но перед Новым годом выяснилось: поиск компромисса затянется как минимум до конца января 2010 года. "Перегрузка" налицо - глава МИД России Сергей Лавров публично обвинил американских партнеров в нежелании выполнять распоряжения главы Белого дома. Однако согласованному договору еще предстоит пройти ратификацию в парламентах России и США. А поскольку речь идет о вопросах государственной безопасности, эти обсуждения затянутся надолго, и еще не известно, какими ультиматумами и встречными инициативами закончатся.

    Благодаря экономическому кризису, в 2009 году на свет появилась новая неформальная, но от того не менее влиятельная структура - "Большая двадцатка". Почему именно 20, а не 15 или 40 государств получили от американцев - а именно они собирали первую конференцию, - право решать экономическую судьбу планеты, не совсем ясно. О том, почему эту "двадцатку" назвали Большой - ведь, по этой логике, должна существовать как минимум "двадцатка маленькая" и "двадцатка средняя", можно фантазировать долго. Но факт остается фактом - "Большая двадцатка" состоялась. И в дальнейшем именно этот формат экономических, а в будущем и политических дискуссий станет определяющим для глобального мироустройства.

    В 2009 году Европейский союз завершил ратификацию Лиссабонского договора. К уже существующей европейской бюрократии добавлены новые неведомые доселе подразделения и должности. В Европе появился свой президент и министр иностранных дел. А такого рода величинам положено иметь собственный и весьма немалый чиновничий аппарат. О первом президенте ЕС, бывшем бельгийском премьере, пресса в основном сообщала в связи с его увлечением сочинительством - тот пишет стихи. Ничем другим в масштабах Европы новый глава ЕС не прославился. Руководитель  внешнеполитического ведомства Евросоюза также оказалась личностью весьма примечательной. Бывшая Еврокомиссар, она имеет громкий британский титул, но ни малейшего опыта во внешней политике. В целом же эта "парочка", кроме нескольких весьма скромных и политически корректных высказываний, до сих пор ничем не запомнилась. Впрочем, свою роль в общеевропейском спектакле она сыграла отлично - вакантные места высших чиновников Евросоюза были заполнены в срок, как и положено по Лиссабонскому договору.

    В 2009 году состоялся климатический саммит в Копенгагене. Кроме многочисленных публичных и подковерных "разборок" между развитыми и развивающимися странами, это мероприятие ничего не  дало. Конструктивного разговора не получилось. В условиях кризиса, когда большинство государств считают каждую копейку, диалог о климате не мог получится в принципе. Особенно после того, как бедные страны единым фронтом обрушились на мнимых богачей. Лидеры развивающихся стран вели себя словно нигде не работающая супруга, которая говорит своему вклалывающему с утра до ночи мужу: "Я потратила на тебя время, а потому ты должен мне отдать все, чем ты владеешь". И страшно возмущается, когда тот пытается остаивать свои права и хотя бы часть  имущества. Такая семейная разборка происходила и на саммите в Копенгагене. Тот примирительный тон, который, в конечном итоге, использовали участники встречи в итоговом заявлении, ни на шаг не приблизил главную цель форума: прийти к соглашению, способному заменить Киотский протокол, чей срок действия истекает через два года.

    Не меньший конфуз вышел с международной операцией против сомалийских пиратов, в которой задействованы подразделения многих государств. Европейский менталитет, который не позволяет уничтожать морских разбойников без суда и следствия на месте, оказал международной морской коалиции дурную услугу. Многочисленные военные фрегаты оказались неспособными остановить деревяные "моторки" морских разбойников. Не проходит и дня, чтобы те не захватили какое-нибудь гражданское судно. В то время как "вся королевская рать" лишь выполняет роль статистов на этом разбойничьем пиру.

    Случай с "Арктик Си", российским сухогрузом, который следовал в Алжир и был захвачен группой преступников в Балтийском море, стал скорее исключением из правил. На перехват судна были направлены российские военные корабли. В итоге "Арктик Си" был отбит у пиратов и возвращен на родину.

    В 2009 два государства оставались в центре внимания международного сообщества - Северная Корея и Иран. Оба в прямом смысле слова играли с бомбой. Но если власти КНДР в прошлом году  испытали нечто, имеющее отношение к ядерному заряду - достоверно установить, был ли атомный взрыв, международному сообществу не удалось, то иранские власти дразнили Запад исключительно "мирным атомом". Но при этом всем видом давали понять: от "мирных " до "немирных " ядерных программ всего один шаг. Все попытки образумить "режим аятолл" не принесли успеха. Переговоры в Женеве, где, как казалось, удалось достигнуть компромисса и договориться об обогащении иранского урана в России и Франции, обернулись крупным разочарованием для всех участников политического процесса.

    Руководство Ирана отказалось вывозить принадлежащий стране уран за рубеж. Подписанные дипломатами бумаги  были признаны "пшиком", а последовавшее за женевскими переговорами "хождение по оврагам" дополнительно накалило обстановку вокруг ядерных планов Тегерана. Так что в 2010 году эта страна еще не раз будет упоминаться в повестке дня Совета безопасности ООН.

    Словом, вместо старой, популярной перед Олимпиадой 1980 года детской поговорки "Мир, дружба, жвачка", 2009 год запомнился одной бесконечной политической "жвачкой", которую пробовали на зуб мировые лидеры. Но в которой начисто отсутствовали другие составляющие - "мир и дружба".  Впрочем, если рассматривать эту символическую коллективную  "жвачку" в качестве своего рода  общемировой "трубки мира", шанс на то, что в 2010 году хотя бы часть благих начинаний 2009 года будет воплощена в жизнь, безусловно, остается.

    Поделиться