Житель Екатеринбурга требует возместить ему ущерб за ошибочно поставленный диагноз

Неправильно поставленный пациенту диагноз - одна из болезней отечественной медицины. Суды рассмотрели уже не одно дело, где виновными в смерти больного были признаны врачи, не сумевшие вовремя определить причину заболевания либо определившие ее неверно.

На привлечение к ответственности медиков, поставивших ему неверный диагноз, настаивает и Алексей Ледков. Вот только ситуация у 45-летнего жителя Екатеринбурга иная. Алексей намерен привлечь медиков за то, что они по ошибке диагностировали у него неизлечимое заболевание.

Изоляция

Алексей лег в платное отделение городской больницы № 41 Екатеринбурга, чтобы получить в комфортных условиях качественное лечение: необходимо было подлечить сосуды.

Привычная для каждого, кто ложился в больничный стационар, процедура - сбор всех анализов - Алексея не встревожила. Выявления каких-то особых болезней он не ожидал. И пока обрабатывались результаты, спокойно проходил назначенный курс лечения. На третий день восстановительных процедур спокойствие нарушила лечащий врач, которая сообщила Ледкову, что у него гепатит С, и уточнила, что об этом факте сейчас же сообщит в санэпиднадзор. Заболевание социально опасное, поэтому необходимо больного поставить на особый учет, проверить всех членов семьи. "И отныне вы обязаны сообщать в лечебных заведениях, что больны гепатитом С", - предупредила медик.

- Я буквально холодным потом покрылся. Ведь гепатит С - это крест на привычной жизни, на карьере. Почти то же, что и СПИД. Опять же жена, дети, мы что, сейчас будем, как прокаженные, жить в изоляции? - поделился своими ощущениями с корреспондентом "РГ" Алексей.

Утверждения пациента, что неоткуда ему подхватить этот вирус, врач выслушала спокойно и предложила повторить анализ. Но наступать на те же грабли Алексей не хотел. Он решил действовать самостоятельно и в одной из диагностических компаний сдал кровь на исследование по гепатиту С. Три дня ожидания показались Ледкову вечностью. Когда же он получил результат с отрицательными данными, то в первую очередь продемонстрировал его лечащему врачу.

Радость медик пресек на корню, заявив, что данные негосударственных фирм они не принимают во внимание. Тогда Ледков нашел госучреждение, опять сдал кровь и получил результат, потверждающий: заболевания нет.

Против этого вердикта медикам 41-й больницы было нечего сказать. Главврач отделения извинился перед пациентом, но после первоначального хамства, равнодушия врачей Ледков решил наказать докторов - потребовать возмещения материального (один анализ стоит до полутысячи рублей) и морального вреда.

- Хорошо, когда у человека сердце крепкое, а то от такой диагностики пожилой человек может и умереть, - убежден Алексей.

Экспресс-клятва

Ситуация, в которую попал Ледков, к сожалению, не редкость. Я слышала немало историй о том, как в клиниках клиентам по результатам анализов ставили диагнозы гепатит С или ВИЧ.

А система экспресс-диагностирования социально опасных болезней набирает обороты. В частности, экспресс-диагностирование на ВИЧ в Екатеринбурге проводится даже на улицах и в ночных клубах. По странному совпадению после похода диагностов по развлекательным заведениям в городе произошло несколько самоубийств.

- Мы никогда не говорим людям, прошедшим такую диагностику, что они больны ВИЧ. Сообщаем только, что у них положительная реакция на этот вирус и требуется дополнительные обследования, - пояснила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Свердловского областного центра по профилактике и лечению ВИЧ Мария Костырева. - Причем говорит с человеком психолог.

Конечно, к каждому медику психолога не поставишь. Но внимательный подход к пациенту - это не просто порыв отдельного врача. Это законодательно прописанная обязанность любого медика. Существует документ - Клятва врача (современный вариант клятвы Гиппократа), который был принят 17 ноября 1999 года Госдумой, подписан президентом Ельциным. Клятва изложена в статье 60 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан". Действует и Этический кодекс российского врача. Там сказано: "Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства со стороны врача недопустимы". А в Кодексе врачебной этики РФ прописана обязанность врача "в случае неблагоприятного прогноза для больного информировать его предельно деликатно и осторожно".

Вирус по стандарту

Помимо этических обязательств у медиков существуют и профессиональные обязательства.

Согласно стандарту медицинской помощи больным хроническим вирусным гепатитом (принят МЗСР РФ 21.07.06 года № 571), диагностика предполагает трехразовое взятие анализа крови (из вены, из пальца), до 25 позиций ее исследования и до 10 исследований различных антител и антигенов к вирусам гепатитов В, С. И это только для диагностики, а чтобы поставить окончательный диагноз, нужна еще масса дополнительных исследований.

Врач, понятно, обязан был предупредить пациента: на основании одного анализа диагноз не определить и уж тем более не заявлять о постановке на учет в Роспотребнадзоре. Порой признание доктора, что возможна ошибка, дает пациенту надежду. Это дорогого стоит.

Комментарий

Екатерина Салыгина, юрист медицинского холдинга:

- Здесь есть все основания для подачи сначала претензии медицинскому учреждению, а затем, если медицинское учреждение не пойдет на добровольное удовлетворение требований пациента-потребителя, и иска в суд общей юрисдикции.

Медицинское учреждение оказало некачественную  платную медицинскую услугу - в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" вы имеете право на расторжение договора, возврат уплаченной за анализы суммы, а также возмещение ваших затрат на обработку анализов третьими лицами (другими медицинскими учреждениями). В претензии есть смысл предупредить медицинское учреждение, что в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" в случае, если суд удовлетворит требования пациента, медицинское учреждение заплатит еще и штраф в размере 50 процентов от цены вашего иска за отказ от добровольного удовлетворения требования потребителя.

Если реакции на претензию не последовало - пишите исковое заявление в суд. Здесь уже можно требовать возмещения морального вреда, поскольку действия врача (сама форма, в которой он донес до пациента информацию о результатах анализов) грубо нарушили право пациента на уважительное и гуманное отношение, предусмотренное ст. 30  Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. К исковому заявлению нужно приложить те же документы, что и к претензии.

Как оформить претензию

К претензии должны быть обязательно приложены копии документов, подтверждающих вашу правоту: копия договора с медицинским учреждением, где вам предоставили недостоверный результат анализа, копия результата этого анализа, копия договоров, чеков иных лабораторий, в которых вы проверяли результаты анализов.

Претензия должна быть отправлена заказным письмом с уведомлением либо вручена лично - на вашем экземпляре в этом случае должна стоять отметка о том, что претензия вручена конкретному должностному лицу - лучше, если это будет главный врач или директор.

Врачебные тайны

Чтобы хоть как-то обезопасить себя от недобросовестных действий клиник и лабораторий, воспользуйтесь несколькими советами специалистов.

Не выбирайте частную клинику по внешнему виду. Красивый и дорогой ремонт в помещении может и не отражать качества лечения в медицинском учреждении. Стоимость отделки и комфорт включены в тарифы на лечение.

Обратите внимание на стоимость первичной консультации. Будьте начеку, если она бесплатная: подробная, добросовестная консультация длится, как правило, не менее часа. А целый час в клинике вам просто так не подарят. Бесплатные консультации практикуются для того, чтобы, не теряя времени на нового пациента, пообщаться с ним минут 10 и сказать, что обязательно требуется лечение и желательно в этой клинике.

Обязательно посмотрите в прейскуранте, какова длительность первичной консультации. В хороших клиниках этот момент всегда зафиксирован. Хорошо, если это 45-60 минут. Первичная консультация - самый информативный показатель о клинике, поскольку в общении с врачом становится понятно, какой перед вами специалист и каков уровень самой клиники.

Остерегайтесь врачей, которые с первой минуты начинают уверять вас в том, что все будет прекрасно. Даже очень опытный врач сразу всего не увидит и не поймет. Исключение составляют истинные мастера своего дела.

Распространенная ситуация, касающаяся лабораторных исследований: даже если у вас на руках уже есть результаты анализов, которые вы сдали совсем недавно в другом месте, вас заставляют сдать их снова, но непременно здесь же. Аргумент врачей - мы доверяем только нашей лаборатории. Рациональное зерно в этом есть, но справедливо такое недоверие, пожалуй, только в отношении рентгеновских снимков: действительно, разные рентгенлаборанты делают их по-разному.

Заранее оговаривайте с врачом возможность проведения исследований в независимой лаборатории. Если же он настаивает, что все анализы надо сдавать только в этой клинике как сначала, так и в процессе лечения, то нельзя исключить вероятность подвоха. Известны случаи, когда врачи договаривались с лабораторией, и результаты исследований оформлялись так, как это было выгодно врачу. Доктор, который не боится результатов независимой лаборатории, скорее всего, работает честно.

Все результаты исследований - анализы, рентгеновские снимки, МРТ, УЗИ и все остальное - должны остаться у вас на руках, что бы вам ни говорили про отчетность, какие бы другие аргументы ни приводили! Вы заплатили за исследование и имеете право на то, чтобы все результаты вам выдали на руки.