Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности принят Государственной Думой, утвержден Советом Федерации, подписан президентом России, и сегодня "Российская газета" публикует его.
Этот документ родился в результате длительной и беспрецедентно острой борьбы поставщиков продовольствия и сетевых торговцев за прилавок. Кто же в итоге одержал победу и что выиграл простой покупатель?
"РГ" уже не раз писала, как драматически менялось за время обсуждения содержание законопроекта. В результате ключевыми пунктами документа стали ограничение сроков возврата денег за поставленный товар, ограничение доли торговой компании на рынке, ограничение размеров так называемых бонусов, которые поставщики уплачивают торговцам, десятью процентами, появление у государства права регулировать цены в случае их экстраординарного роста. Подробнее об этом можно прочесть в материале "Пир потребителей" ("РГ" N 251 (5075) от 28.12.2009).
Поставщики продовольствия определенно считают, что виктория на их стороне. Во всяком случае, Ассоциация отраслевых союзов агропромышленного комплекса сегодня назвала человеком года в АПК первого вице-премьера Виктора Зубкова, который возглавлял рабочую группу по доработке законопроекта на последней, решающей стадии. Причем представители торговых кругов открыто заявляли о том, что закон о торговле стране не нужен в принципе. Под руководством Виктора Зубкова правительственный законопроект, подготовленный министерством промышленности и торговли, "запрягали в одну арбу" с явно проаграрным "депутатским" вариантом после того, как премьер-министр Владимир Путин прямо из правительства отправился в один из сетевых магазинов и счел торговые наценки высокими.
Впрочем, сам Виктор Алексеевич не раз подчеркивал, что в результате соединения этих документов и последующих дискуссий получился сбалансированный документ, который должен устроить и торговцев, и их поставщиков. И при этом облегчить жизнь потребителям - придать стабильность ценам на прилавках и даже, возможно, привести к их снижению (подробнее - "Цена вопроса", "РГ" N 212 (5036) от 12.11.2009).
Некоторые аграрии уверенно заявляют, что закон о госрегулировании торговой деятельности может привести к снижению потребительских цен процентов на десять. В то же время некоторые торговцы прямо противоположного мнения, они опасаются, что закон будет подталкивать цены вверх (подробнее - "Торговля в законе", N 245 (5069) от 21.12. 2009). И это является косвенным признаком того, что они все-таки не вполне удовлетворены содержанием принятого закона.
Глава минпромторга Виктор Христенко заявил в интервью "Российской газете", что "наверное, в 2010 году дискуссии вокруг закона о торговле продолжатся". По его мнению, документ сориентирован на урегулирование отношений между торговлей и переработчиками сельскохозяйственного сырья. В то время как сельские хозяева, с одной стороны, и потребители, с другой, остались за бортом дискуссии. Иными словами, власти еще придется поработать над тем, чтобы утрясти интересы всех участников продовольственной товаропроводящей цепочки.
Действительно, в законе об основах государственного регулирования торговой деятельности о покупателе прямо не говорится. И о тех, кто доит коров, кормит свиней, копает картошку, там тоже мало что сказано. Он действительно главным образом регулирует отношения крупных поставщиков продовольствия и крупных торговых сетей. По сути, закон в той части, которые вызвала наиболее острые споры, является правилами раздела доходов между этими "соседствующими" видами бизнеса.
Года три назад, когда началась история этого документа, крупнейшим торговцам удалось крепко "прикрутить" поставщиков.
То есть перетянуть значительную часть дохода на себя. Поставщики цивилизованно восстали: инициировали работу над законопроектом. В особенности над теми его положениями, которые касались раздела прибылей от продажи продовольствия. В ходе борьбы было всё - заброски агентов в стан противника, предательства, хитроумные операции, бесшабашные психические атаки. На кону стояли большие деньги. Однако всё, что было в центре дискуссии, прямо касается ограниченного числа компаний. Которые, впрочем, "делают погоду" на продовольственном рынке.
Косвенно закон, конечно, затрагивает интересы и всех производителей сельскохозяйственного сырья, и потребителей. Например, если цены снизятся, то оборот торговли и переработки вырастет и это создаст дополнительное пространство на рынке для тех, кто непосредственно содержит коров, свиней, кур и пашет землю. Если, конечно, правительство не отступит от жесткой в последнее время линии на импортозамещение. И если торговцы в ответ на увеличение спроса пойдут на увеличение товарооборота, а не на подъем цен. А переработчики, например, молочных продуктов при увеличении спроса будут закупать больше сырого молока, а не пальмового масла, которым некоторые из них уже и сейчас изрядно удобряют то, что от века делалось из сливок. И много еще всяких "если", которые регулируются другими законами. Часть из которых, как например, технический регламент на молоко и молочные продукты, исполняется не слишком охотно. Или других "если", которые пока вообще не регулируются государством.
В общем, кажется, что возлагать на закон об основах государственного регулирования торговой деятельности чрезмерных надежд не следует. Но при этом трудно согласиться и с теми экспертами, которые уже вовсю критикуют его, не дождавшись "правоприменительной практики". Скорее всего, принятие этого документа - один из первых, очень мучительных, но и очень важных шагов государства и бизнеса к установлению выгодных для всего общества правил игры на агро-продовольственных рынках. Причем по мере изменения ситуации на них потребуются все новые и новые шаги. Поэтому остановки ждать смысла нет. Просто от грубой обработки законодательства участники дискуссии со временем перейдут к тонким настройкам. К этому времени во всех звеньях товаропроводящей цепочки, по идее, уже разовьется настоящая конкуренция. В этот момент облегчение почувствуют и производители сельскохозяйственного сырья, и потребители, в интересах которых, по словам Виктора Зубкова, в конечном счете все законы и принимаются.
Горячая линия 8-800-200-09-09
По этому телефону вы можете задавать свои вопросы по новому Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" Станиславу Наумову, статс-секретарю, заместителю министра промышленности и торговли.
Звоните во вторник, 12 января, с 12.00 до 13.00 по московскому времени. Звонки из всех регионов бесплатны.
Заранее вопросы можно прислать по факсу: (495) 257-58-92, и электронной почте: zavtrak@rg.ru