Как готовят милиционеров с высшим образованием? Об этом член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский беседует с начальником Московского университета МВД России Николаем Румянцевым.
Экзамен для следователя
Михаил Барщевский: Николай, скажи, пожалуйста, для кого готовит кадры Университет МВД?
Николай Румянцев: В основном наш университет готовит кадры для главных управлений внутренних дел по городу Москве и по Московской области. Вместе с тем в соответствии с приказом министерства внутренних дел мы также осуществляем подготовку специалистов и для других главных управлений и департаментов, а также для регионов России ЦФО.
Барщевский: А вы больше кого готовите: следователей, участковых, оперативников, омоновцев?
Румянцев: Университет один из немногих, где готовят практически по всем профильным специальностям и по всем направлениям деятельности, которые осуществляют в подразделениях министерства внутренних дел. Это следователи, сотрудники уголовного розыска и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, экономисты, эксперты-криминалисты, специалисты в области информационной без опасности, психологи и другие.
Есть международно-правовой факультет, он готовит специалистов для подразделений по международному сотрудничеству и федеральной миграционной службы.
Барщевский: Скажи, существует специфика в подготовке тех, кого вы готовите, например для УБЭПа, и тех, кого вы готовите для криминальной милиции?
Румянцев: Конечно. Это разные факультеты. Например, есть экономический факультет и факультет по подготовке следователей, а также факультет по подготовке специалистов для криминальной милиции. При вступительных испытаниях на эти факультеты абитуриенты сдают совершенно разные экзамены. Допустим, при поступлении на экономический факультет сдают ЕГЭ и дополнительный экзамен по математике, а будущие следователи, оперуполномоченные УР сдают ЕГЭ и дополнительные испытания по отечественной истории.
Барщевский: Беседуют ли при поступлении в университет с будущими курсантами психологи, применяется ли, например, детектор лжи? Проверяете ли вы, с какими мыслями к вам идут?
Румянцев: Прежде чем поступать в наш университет, абитуриент проходит медицинскую комиссию у себя по месту жительства, когда формируется личное дело. Затем он проходит медицинское обследование непосредственно в университете. В том числе и дополнительное психологическое тестирование.
Барщевский: То есть, по идее, Евсюков к вам бы поступить не смог?
Румянцев: Конечно, подразумевается, что психологическая служба должна отсеивать уже на этом этапе.
Барщевский: Какие отличия существуют в программе обучения по сравнению с такими юридическими вузами, как юрфак МГУ?
Румянцев: Юридическая правовая составляющая присутствует, без условно, и там, и здесь в равных объемах. Но у нас преподаются и дисциплины специальной подготовки: административная и оперативно-разыскная деятельность ОВД. Дополнительное время требуется на физическую, огневую и тактико-специальную подготовку. Существенно больше у нас и практическая составляющая обучения.
Патруль на экзамене
Барщевский: А криминалистику сколько у вас читают?
Румянцев: Больше, чем в гражданских вузах, почти в 2 раза. Кроме того, обязательно прохождение практики и стажировки.
Барщевский: А какой процент девочек учится в университете?
Румянцев: До 30 процентов.
Барщевский: Если бы от тебя зависело, ты бы какой процент девочек принимал?
Румянцев: До 10 процентов.
Барщевский: А зачем тогда принимаете?
Румянцев: Существующее законодательство запрещает нам ставить барьер между мальчиками и девочками при приеме. Тем более в последние годы мы в основном вынуждены принимать по результатам ЕГЭ плюс дополнительно два испытания. Вынужден признать, на тех дополнительных экзаменах, допустим математике или истории, которые сдают на наших факультетах, девочки выглядят намного более подготовленными, чем мальчики.
Барщевский: Я знаю, что по инициативе Нургалиева вы внедряете модульное обучение. Что это такое, расскажи, пожалуйста.
Румянцев: Модульная система обучения внедряется с 2008 года. Поступая к нам в университет и принимая присягу, курсант, это подразумевает и закон, становится полноправным действующим сотрудником органов внутренних дел.
Барщевский: Присягу принимают на первом курсе?
Румянцев: Да. В период первоначальной подготовки, за месяц, мы стараемся с помощью обучения блочными модулями дать первоначальные знания сотрудника патрульно-постовой службы. Курсант должен в том числе научиться определять, за что и когда наступает административная ответственность. Он надевает форму, выходит за ворота университета - и на него уже смотрят как на действующего сотрудника.
Когда мы закончили первоначальную подготовку первого курса набора 2009 года, к нам в соответствии с распоряжением руководства МВД для проверки знаний патрульно-постовой службы у ребят и девушек прибыло несколько десятков руководителей практических подразделений. Когда они начали принимать экзамен, вынуждены были признать: к сожалению, даже некоторые действующие сотрудники патрульно-постовой службы не обладают такими знаниями.
Барщевский: Скажи, пожалуйста, а курсантов привлекают к практической работе, пока они учатся?
Румянцев: К практической работе они приступают со второго курса, когда их начинают задействовать на охране общественного порядка в период проведения каких-либо массовых мероприятий в городе. Например, почти полторы тысячи курсантов нашего университета как действующие сотрудники в течение двух дней участвовали в охране общественного порядка во время празднования Дня города. Без условно, с нашими командирами и под их контролем. Потому что все-таки это еще учащиеся.
Барщевский: Можно предположить, что выпускник Университета МВД является свободным пользователем компьютера?
Румянцев: Да, могу это подтвердить. Совсем недавно министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев был в нашем рязанском филиале. Он зашел в один из классов, где преподавалась дисциплина "Оперативно-разыскная деятельность", и попросил встать тех, кто знает компьютер и хорошо им владеет. Встали все.
Барщевский: А вот есть такое управление "К" в МВД, технари, насколько я понимаю. Их готовит Бауманский, физмат МГУ или их тоже готовите вы?
Румянцев: Мы тоже готовим. Действительно, в МВД есть специальные службы, куда отбираются технари, программисты. Существует факультет по подготовке специалистов по информационной безопасности. Первые выпускники уже с 2008 года пошли в эти службы.
От постового до генерала
Барщевский: Скажи, чего ты как начальник университета ждешь от Ассоциации юристов России? Что она могла бы сделать? Что она уже делает?
Румянцев: Задача ассоциации - это контроль качества подготовки будущих юристов. Совсем недавно в Санкт-Петербурге прошло заседание президиума учебно-методического объединения по юридическому образованию. Были все руководители ведущих юридических учебных заведений страны. И один из главных вопросов был о подготовке кадров. Мы обеспокоены качеством юридического образования, обмениваемся опытом, программами. Я бы ожидал от Ассоциации юристов совершенствования методики обмена опытом по подготовке юристов. Например, сейчас по специальности "Юриспруденция" вводится двухуровневая система: бакалавр и магистр. Мы хотели бы по крайней мере в системе ведомств министерства внутренних дел иметь право готовить курсантов по специальности "Юриспруденция" с пятилетним сроком обучения. Надеюсь, что нас поддержат.
Барщевский: Расскажи, пожалуйста, о своем пути в МВД.
Румянцев: Я начал службу в 1974 году по окончании службы в Советской армии в должности рядового постового милиционера.
Барщевский: А сегодня ты генерал-лейтенант.
Румянцев: Затем участковый инспектор милиции, затем заместитель начальника отдела милиции, заместитель начальника районного управления, заместитель начальника службы по работе с личным составом ГУВД. А потом был начальником Адмиралтейского РУВД, одного из центральных районов Санкт-Петербурга. До назначения руководителем университета занимал должность заместителя начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по работе с личным составом и начальника Санкт-Петербургского Суворовского военного училища МВД России.
Барщевский: А что ты окончил?
Румянцев: Экономический вуз и Политологический институт. Потом Высшие курсы МВД.
Барщевский: Фактически у тебя три высших образования?
Румянцев: Два. И степень кандидата юридических наук.
Барщевский: Чем занимаются твои дети?
Румянцев: Моя дочь работает в милиции, преподает в университете. Сын тоже в правоохранительных органах.
117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12.
Факс: 336-62-88, 336-24-44.
Контактные телефоны 424-24-20, 335-59-88, 336-22-44.