12.01.2010 00:00
    Поделиться

    Игорь Юргенс: Перемены нужны не только в экономике, но и во власти, в каждом из нас

    Перемены нужны не только в экономике, но и во власти, в каждом из нас

    Этот год многое изменит не только в стране, но и в жизни каждого из нас. Должен изменить. Резервы нашей традиционной экономики, политической системы, кадровой политики на исходе. Без обновления, конкретных дел и поступков нам не выдержать конкуренции, которая по мере ослабления кризиса будет стремительно расти.

    В прошлом году наше ближайшее будущее получило имя. Какие бы события ни произошли завтра в жизни государства - в еще не написанном учебнике российской истории они попадут в главу под названием "Модернизация". А вот уточняющие, оценочные эпитеты к этому термину добавит время. Предсказать их характер пока сложно. Но многое будет зависеть и от нас с вами. Задача, стоящая перед Россией, сложна не только в силу масштабов, но и потому, что должна решаться сразу на нескольких уровнях.

    Запущена вертикальная модернизация - по тем приоритетным направлениям и отраслям экономики с наибольшим инновационным потенциалом, которые были намечены президентом Дмитрием Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в июне и несколько уточнены в ноябре в Послании Федеральному Собранию. Это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные и космические технологии, медицина и фармацевтика, стратегические информационные технологии. Сразу же было подчеркнуто, что развитие по главным направлениям технологического прорыва должно дать "значимый мультипликативный эффект" и послужить "катализатором движения модернизации в смежных отраслях".

    Насколько обоснованным был выбор приоритетов? Со всей очевидностью это покажут только результаты. Их придется ждать не один год, даже если декларированная приоритетность избранных направлений будет подкрепляться не только соответствующим финансированием, но и быстрым, эффективным изменением налогового и таможенного режимов, вообще внимательностью, благосклонностью и усердием наших законодателей.

    Кризис, который по недавнему признанию президента подорвал ресурсную базу модернизации, заставив бросить на "тушение пожара" все ранее накопленные резервы, пока работает против этого. Достаточно вспомнить, с каким трудом IT-компаниям удалось хотя бы частично отстоять отраслевые преференции при переходе на новую систему налогообложения, по сути губительную для российских производителей высоких технологий.

    Очевидно и другое. Для достижения сколько-нибудь масштабных стратегических целей, для воплощения на практике того захватывающего образа будущего, который был обрисован в президентском Послании, такой "очаговой" и регулируемой модернизации совершенно недостаточно. Реальное обновление экономики может дать только горизонтальная модернизация: повсеместное без исключения улучшение условий хозяйствования, снижение административных барьеров, тотальная "дебюрократизация". Необходимость такой горизонтальной модернизации прекрасно осознает и российская власть. И на уровне деклараций, и на уровне подходов к осуществлению конкретных мер. Другое дело, что это осознание далеко не всегда определяющим образом влияет на предпринимаемые шаги.

    Но оно существует, и это хорошо иллюстрируют, к примеру, результаты состоявшегося полтора месяца назад Сингапурского саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Его документы, в выработке которых Россия приняла самое активное участие, задают рамки не только для международного экономического сотрудничества, но и для развития национальных экономик. Страны АТЭС обязались упростить условия для развития предпринимательства - снизить административные барьеры. При этом обозначили вполне конкретные показатели: к 2015 году сократить на 25 процентов стоимость, продолжительность и число процедур, которые необходимо осуществить нашим предпринимателям для открытия бизнеса, получения кредита, выполнения контракта, получения необходимых разрешений и проведения трансграничной торговой операции. А еще скорректировать налоговый режим для стимулирования предпринимательства, поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, оказывая ему содействие в доступе к глобальным рынкам, технологиям и финансированию, а также в наращивании потенциала антикризисного управления. Было закреплено обязательство сохранять открытость рынков и воздерживаться от возведения новых барьеров для инвестиций или торговли. "Россия хорошо осознаёт вредоносность протекционизма, особенно в период кризиса", - так обозначил позицию нашей страны в Сингапуре Дмитрий Медведев.

    Но любые, даже самые всеобъемлющие и целенаправленные меры по обновлению экономики сегодня не имеют серьезного смысла без такого же всеобъемлющего и целенаправленного обновления общественных и государственных институтов. Горизонтальная модернизация должна идти на фоне общей, интегральной модернизации - модернизации политической сферы, социальных отношений, гражданского сознания. На фоне осовременивания общества и человека - ведь "ветхий" человек в новом мире неминуемо оказывается на обочине, а новый мир таким образом теряет свой главный ресурс развития. Вот почему мы просто обязаны научиться жить в XXI веке, а власть - создать нам все необходимые условия для скорого прохождения такой школы. Школы, которая учит свободе и самостоятельности, умению расти и адаптироваться в непрерывно меняющихся условиях, учит навыкам сотрудничества и взаимодействия, которые становятся в новом мире главной силой на всех уровнях, гарантируют успех и первенство и для людей, и для государств.

    На практике такая интегральная модернизация будет выражаться в адаптации политического устройства к поставленным глобальным целям, в обновлении системы образования и социальной защиты, в стимулировании роста российского среднего класса, в развитии институтов информационного общества. Этот список можно продолжать и продолжать.

    Эта задача делает беспочвенным убеждение некоторых политических сил в том, что сегодня возможно осуществить "волевую" модернизацию по типу петровской или сталинской, силами государственного аппарата, руководя процессом "вручную". Да, "твердая рука" способна сделать из аграрной страны индустриальную. Но абсурдны попытки раскрепостить творческий потенциал общества путем его закрепощения. Движущей силой модернизации в нынешнее время могут и должны быть те широчайшие слои нашего общества, которые в ней заинтересованы, те десятки миллионов людей, благосостояние и самореализацию которых способна обеспечить только обновленная Россия.

    Слово "модернизация" вошло в наш актуальный лексикон не один год назад. А что касается обновления экономической системы, внедрения институтов "экономики знаний", смены сырьевого вектора развития на инновационный и прочее - речь об этом ведется с незапамятных времен, причем на самом высоком уровне. Звучат речи, разрабатываются программы, обозначаются приоритеты, но практические меры до сих пор оказываются, как правило, спорадическими (от случая к случаю), слабыми и непоследовательными. Главной причиной этого было и остается несоответствие целей и инструментов российской модернизации. Патологии нашей политической системы, нашего государственного аппарата - антимодернизационные по своей природе - способны загасить любую модернизационную инициативу.

    Важнейшая задача 2010 года для российской власти - это самообновление, приведение институциональной базы в соответствие с поставленными глобальными целями и образом желаемого будущего. Впрочем, речь здесь должна идти не столько об изменении институциональных рамок, не о какой-то всеохватывающей государственной и политической реформе, а об изменении стиля и методов работы.

    В первую очередь это касается оживления парламентской политики. Привить тому парламенту, который мы имеем, тот парламентаризм, к которому мы стремимся - задача, в общем, реальная. Но при условии, если федеральная исполнительная власть будет более активно общаться с депутатским корпусом, систематически задействовать механизмы парламентских слушаний и расследований. И изживет практику "ускоренного" прохождения законопроектов, целенаправленно, жестко и открыто будет бороться с лоббистским влиянием на стадии их подготовки, шире станет информировать общество о думской работе, например организовав интернет-трансляцию всех открытых пленарных заседаний. Аналогичные меры должны предприниматься и на региональном уровне.

    Главный порок партийной системы, сложившейся в России к нынешнему времени, это тотальное доминирование "партии власти", ее близость к бюрократическому аппарату. Для того чтобы глобальные задачи, стоящие перед страной, были успешно решены, "Единая Россия" должна превратиться из "партии власти" в правящую партию, в широкую и самостоятельную модернизаторскую коалицию. Полагаю, что в руководстве партии есть люди, способные осуществить такие перемены. А в руководстве страны есть те, кто способен этот процесс стимулировать.

    Необходимо кардинально изменить подход к государственной кадровой политике. Не только в верхних эшелонах власти, где в 2009 году произошли достаточно обнадеживающие события (такие как создание "кадрового резерва" или обновление руководства Федеральной службы исполнения наказаний), но и на "низовом" уровне. Из 1990-х годов мы унаследовали представление о государственной службе как о своего рода гражданском подвиге, по крайней мере в тех случаях, когда она не мотивирована возможностью брать взятки или воровать. Но с той поры и престиж этой работы, и ее материальное обеспечение кардинально выросли. Соответственно должна вырасти и наша решительность в освобождении этих рабочих мест не только от преступников, но и вообще от людей недобросовестных и пассивных. Еще одна серьезная задача - демилитаризация государственного аппарата. Система отношений, эффективная для вооруженных сил (приказная, с жесткой иерархией) осложняет работу во многих других ведомствах, выстроенных у нас по военному образцу, таких как налоговая служба, таможня, милиция.

    Еще раз подчеркну: огромный и до сих пор не задействованный резерв перемен - это активность гражданского общества. Необходимо освобождение законодательства о некоммерческих организациях от избыточных норм контроля со стороны государства; создание для них налоговых, финансовых и иных стимулов.

    Таков перечень приоритетных направлений модернизации российской власти. Работа по ним должна начаться уже с завтрашнего дня. Невозможно модернизировать мир, не модернизировавшись самому. Если этот прин цип не будет в полной мере и на всех уровнях осознан российской политической властью, то в борьбе за светлое будущее, образ которого был так четко выписан в президентском Послании Федеральному Собранию, то ее ждет неминуемое поражение. Наше общее поражение.

    Поделиться