Финансовый кризис, подорвавший авиационный бизнес практически во всех странах, заставил перевозчиков пересматривать свою рыночную стратегию.
Как считают в Росавиации, кризис обострил системные проблемы воздушного транспорта. В частности, сохранились территориальные диспропорции: неразвитость межрегиональных и местных связей при том, что аэропорты Москвы обеспечивают половину отправок пассажиров, а в международном сообщении - более 70%. К тому же продолжается и сокращение сети аэродромов в регионах. Несмотря на заградительные таможенные пошлины и необходимость уплаты НДС, лизинг самолетов зарубежного производства пока остается для ведущих российских авиакомпаний более предпочтительным, чем лизинг российских самолетов, по совокупности всех условий поставки самолетов, их послепродажного обслуживания, летно-технических характеристик.
За последние 3 года объем пассажирских авиаперевозок в региональном сообщении составил около 1,4 млн пасс./год, Росавиация подсчитала, что на конец 2009 года он будет чуть меньше 1,1 млн пасс./год. В результате по итогам этого года объем авиаперевозок сократится на 10-11%. По прогнозу ведомства, авиакомпании смогут перевезти 44-45 млн пассажиров. В 2008 году этот показатель составил 50 млн человек.
На снижение объемов региональных авиаперевозок заметно повлияло увеличение эксплуатационных расходов авиакомпаний вследствие необоснованного резкого роста цен авиационного топлива в 2008 году, да и платежеспособный спрос населения в этом году оставляет желать лучшего. К тому же финансовая поддержка аэропортовых комплексов и аэродромов со стороны субъектов РФ уменьшилась, отмечают в Росавиации
В результате между многими областными городами, крупными административными и культурными центрами было утрачено прямое авиационное сообщение. Большое количество населенных пунктов страны в Северном, Сибирском и Дальневосточном регионах остались без регулярной транспортной связи с местными административными и культурными центрами.
Что касается самих авиакомпаний, то у пяти крупных авиакомпаний падения авиаперевозок по сравнению с прошлым годом почти нет, например, у авиакомпании "ЮТэйр". По итогам ноября она на четвертом месте. "Кризис кого-то "режет без ножа", а кому-то дает возможности", - отметил генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. С начала года компания открыла более десяти новых маршрутов из Москвы в крупнейшие города России - Новосибирск, Омск, Барнаул, Красноярск.
У авиакомпании "Скай Экспресс" пассажирооборот за 11 месяцев на 42,5% больше, чем за то же время предыдущего года. В октябре 2009 года по сравнению с октябрем прошлого года пассажирооборот "Трансаэро" вырос на 17,4%. Пассажирооборот компании "Аэрофлот" снизился на 2,1% к уровню годичной давности. При этом бюджет "Аэрофлота" на 2010 год основывается на росте количества регулярных пассажирских рейсов и росте пассажирооборота. По итогам 2010 года планируется получить чистую прибыль в размере 3,2 млрд руб. У одной из крупных авиакомпаний ГТК "России" долг в 2009 году достиг 6 млрд рублей, однако при этом компания ежегодно перевозит 3 миллиона пассажиров.
Между тем
В уходящем году крупнейшие убытки понесли авиаперевозчики мира. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рассчитывает, что чистый убыток авиакомпаний мира по итогам текущего года составит $11 млрд, а объем перевозок пассажиров по всему миру сократится на 3,1%. Причем на международных линиях спад составит 3,9%, а на внутренних - 1,8%.
Мировая статистика пассажирских авиаперевозок показала такой спад благодаря отрицательной динамике в США и Европе. В США объем авиаперевозок пассажиров сократился на 5,5%, а в Европе - на 4,8%. При этом в странах Европы объем пассажирских перевозок на международных рейсах сократился на 4%, а на внутренних - на 10,5%.