Ужесточение требований к страховым компаниям, успешная публичная кампания против запрета на ввоз автомобилей с правым рулем, закон об ОСАГО и приватизационные процессы конца 1990-х гг. - эти и другие примеры приходят на ум в качестве ответа на вопрос "А есть ли лоббизм в России?". Вопрос - не праздный. Это на Западе лоббизм - традиция и есть специальные законы. А у нас в этом направлении законодательный вакуум и терминологическая путаница. К этому выводу приходишь, знакомясь с результатами годового исследования "Лоббизм и GR в современной России", проведенного по инициативе Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia) Независимым институтом изучения новой экономики (НИИНЭ) в сотрудничестве с консалтинговой группой "PROтект". Группа исследователей, опросив специалистов по GR (government relations - взаимодействие политико-экономичных групп общества c государством), чиновников, депутатов, бизнесменов и общественных деятелей, выяснила, что "лоббизм" у нас в стране практически синоним "коррупции", а понятие GR и вовсе экзотический фрукт для российского бизнеса. А посему рынка лоббизма и GR в России нет, но очень нужен.
- У нас напрочь отсутствуют прозрачное ценообразование, здоровая конкуренция и общепринятая оценка эффективности деятельности, - считает директор по связям с государственными органами Shell Павел Кузнецов. - Одну и ту же вещь можно сделать бесплатно, а можно запросто попросить за нее 100 тысяч евро. Как рынок, как среда коммуникации, эта отрасль не очень развита. Это связано с тем, что отсутствует нормальный механизм взаимодействия между властью и обществом.
Некоторые эксперты отмечали, что деньги и "откаты" тем, от кого зависит "крайнее" решение, уже не особо актуально. Сегодня просят должность или долю в бизнесе. Вместо практики прямого денежного стимулирования вопросы решаются с помощью передачи пакета акций. И это, по мнению ряда экспертов, "более цивилизованные технологии" лоббизма по-русски, чем традиционные взятки.
Еще один из выводов исследования: на Западе и в России лоббизмом занимаются разные группы людей. У "них" - это специальные подразделения либо профессионалы, у "нас" лоббистами являются первые лица компаний, чиновники и депутаты Государственной Думы.
- На Западе лоббизм носит цивилизованный характер, о лоббистах разве что книжки не пишут, там это профессия, - считает вице-президент Фонда содействия развитию науки, образования и медицины Евгений Кузнецов.
В этой связи небезынтересны мнения зарубежных экспертов. К примеру, директора Instituto Iberoamericano Висенте Барриентос (который вместе с другими маститыми лоббистами со всего мира был этой осенью в Москве на первом в российской истории конгрессе специалистов по GR).
- Лоббирование бизнес-интересов в России проходит в основном в узком кругу, и логика принятия решений обществу непонятна, - утверждает г-н Барриентос, сам много лет лоббирующий интересы бизнесменов из Бразилии в нашей стране. - У вас процветает теневой лоббизм. Многие бизнесмены сами вынуждены идти во власть.
Говоря об объемах рынка "коммуникации интересов", эксперты всех уровней уверяют, что он в России не менее "оборотистее", чем в США. В 2008 году индустрия федерального лоббирования оценивалась там в 3,4 млрд долл. (по подсчетам президента Американской лиги лоббистов Дэвида Венхолда, в два раза больше, если брать все сопряженные с нею отрасли - консалтинг и PR). В кризисный 2009 год объем услуг вырос как минимум на 10%.
Некоторые эксперты в ходе исследования замечали, в отличие от лоббизма GR использует совсем другие технологии, заимствованные у PR. И это объяснимо: GR связан с имиджем компании, в первую очередь в глазах государственной власти. И поэтому "пушистость" компании, максимальная прозрачность и готовность выполнять "задания Родины" в любой момент - одна из составляющих GR.