Стив Мартин - фигура ренессансная. В наш век строгой специализации он, кажется, играючи снимается в фильмах, пишет взрослые и детские книги, пьесы, выступает с комедийными монологами, изучает философию и пишет эссе, с уважением принимаемые специалистами, профессионально играет на банджо, сочиняет песни в стиле "кантри" и записывает альбомы, получающие "Грэмми", слывет одним из крупнейших знатоков современного изобразительного искусства и т.д. и т.п.
Только что Мартин снялся в фильме режиссера Нэнси Майерс "Простые сложности", и это был хороший повод, чтобы наконец-то отловить его и попросить дать интервью для "Российской газеты".
Российская газета: Стив, вас часто можно видеть на аукционах "Кристи" и "Сотбис", на презентациях в галереях. Ваши пьесы идут в лучших театрах. В "Нью-Йоркере" опубликован ваш прекрасный памфлет "Осама отпрашивается с самолета", где трусливый Бен Ладен посылает других на смерть, а сам, юля, смывается. В то же время для широкой публики вы - комедийный актер. Не обидно?
Стив Мартин: Ничуть. Конечно, я - актер, и хотя это только один из секторов моих интересов, но, может быть, самый значительный. Кроме всего прочего, актерская работа приносит мне финансовую независимость и позволяет спокойно тратить время на написание эссе и деньги - на коллекционирование искусства. Что уж тут обижаться...
РГ: Как вы управляетесь со временем? Ваша продуктивность ошарашивает. Только что вы выпустили две книги, альбом с песнями, снялись в фильме "Простые сложности". Нужно соблюдать жесткий график, чтобы успеть?
Мартин: Я - человек вдохновения, любые графики мне противопоказаны. Сидишь и ждешь, когда стукнет что-нибудь в голову, и когда стукнет - уже не оторваться. Фильм снимают три-четыре месяца, ты проводишь время у себя в трейлере, можно и новую песню на банджо сыграть, можно диалог придумать, можно эссе написать, но только если это тебя "стукнет".
РГ: В фильме "Простые сложности" вы играете не очень большую, но очень важную роль: между вашим героем Адамом и своим бывшим мужем мечется главная героиня. Мы привыкли видеть вас в отчаянно комедийных фильмах "Придурок", "Отец невесты", "Розовая пантера", где ситуации доведены до абсурда, и вот - суховатая негромкая роль...
Мартин: В том и прелесть такой роли, что нужно сдерживать себя. Адам - серьезный архитектор, человек, который настороженно относится к новым амурным приключениям. Он уже обжигался и очень отчетливо чувствует красные флажки, ограничивающие дозволенную территорию. Поэтому его, с одной стороны, привлекает главная героиня Джейн, а с другой стороны, он боится еще одного разочарования.
РГ: В русском языке есть поговорка: "И хочется и колется".
Мартин: Именно. Развивать образ в рамках жесткой заданности - очень интересно. Тем более - в такой компании. Режиссера Нэнси Майерс я знаю давно: она была соавтором сценария "Отец невесты-2", который ставил ее тогдашний муж Чарльз Шиер, - и считаю ее превосходным мастером лирической комедии. Мерил Стрип - вообще вне обсуждения. Но что бы мне хотелось подчеркнуть - удовольствие играть с Алеком Болдуином. Хотя у меня с ним не так много совместных сцен, было легче наблюдать его со стороны. В этом фильме он раскрылся, явив себя великолепным актером. Я ему так и сказал: "Алек, это номинация на "Оскара" за лучшую мужскую роль!" Он замахал руками: "За второстепенную! За второстепенную! За комические роли главный приз не дают! Пусть выдвигают на второстепенную!"
РГ: Вы вместе с ним будете вести предстоящую церемонию "Оскара". Будут ли сюрпризы?
Мартин: Если вы думаете, что мы подменим конверт, чтобы объявить Алека победителем, то - нет, мы люди порядочные. Но пара сюрпризов все-таки будет. У нас с ним - определенная совместимость, и уже одобрены пара шуток, которые нравятся и мне, и ему. Так что - будете проходить мимо, загляните на огонек.