Суды, состоявшиеся в Москве и Санкт-Петербурге, впервые подтвердили право одиноких женщин, которые не могут выносить беременность, обрести ребенка через суррогатное материнство.
По переписи 2002 года в нашей стране проживало более 14 миллионов не состоящих в браке женщин в возрасте от 18 до 44 лет. По данным Константина Свитнева, генерального директора компании "Росюрконсалтинг", с учетом коэффициента бесплодия (около 15 процентов) получается как минимум 2 миллиона женщин хотели бы, но не могут иметь ребенка по состоянию здоровья. Десятки тысяч из них не могут сами выносить малыша, они готовы воспользоваться услугой суррогатной матери. К сожалению, одного желания мало.
"Мечтаю о маленьком, - рассказывает Лариса Н., - но что делать, если "суженый" так и не появился. Обращаться к услугам "мужа на час" для меня неприемлемо. Несколько лет собирала деньги, чтобы оплатить услуги суррогатной мамы. Каково же было мое удивление, когда в одной из клиник репродукции мне сказали, что заключат со мной договор только в том случае, если я приду с законным мужем". Юристы каждый месяц фиксируют 20-30 обращений от одиноких женщин, которым в клиниках ЭКО дали от ворот поворот только потому, что в их паспорте не было соответствующего штампа. Но даже если повезло и малыш появился на свет, злоключения продолжаются. "Когда я пришла в ЗАГС зарегистрировать ребенка, которого родила суррогатная мать, там отказались это сделать, - рассказывает москвичка Марина Н. - Мне пояснили, что порядок регистрации ребенка, рожденного таким образом, для одиноких матерей не предусмотрен. Да и вообще к услугам мамы-инкубатора могут прибегать только супружеские пары. Предлагают усыновить ребенка. Не знаю, что и делать".
35-летняя петербурженка, столкнувшись с отказом ЗАГСа, подала иск в Калининский суд Петербурга. Суд признал отказ ЗАГСа в регистрации незаконным и обязал неуступчивых делопроизводителей зарегистрировать никогда не состоявшую в браке женщину матерью ее "суррогатного" сына. Это было в августе прошлого года. А в ноябре такое же решение по аналогичному делу вынес и Кунцевский районный суд Москвы.
"Эти прецедентные решения российской Фемиды стали событием для многих тысяч одиноких россиянок и не состоящих в официальном браке пар, - утверждает Свитнев. - Впервые в России создан прецедент, когда государство в лице суда встало на защиту их права на продолжение рода через программу суррогатного материнства". Почему же клиники отказывали одиноким, а ЗАГСы порой ставят палки в колеса при регистрации? "В первом случае - правовой нигилизм, когда вершители судеб в белых халатах, пренебрегая законом и профессиональной этикой, просто отказывают одиноким людям в праве на продолжение рода, в другом - неправильная трактовка нормы права в силу недостаточной юридической грамотности, - считает Свитнев. - Клиники обычно ссылаются на 67-й приказ Минздрава РФ, который не имеет к делу никакого отношения и не регулирует никакие правовые вопросы, связанные с применением репродуктивных технологий, а ЗАГСы ошибочно применяют частную норму Семейного кодекса, описывающую случай регистрации "суррогатного" ребенка у супружеской пары, как общую". А между тем, по словам Свитнева, Россия - одна из немногих стран, где закон на деле защищает право каждой женщины на материнство вне зависимости от ее супружеского статуса. Он поясняет: "В ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан говорится: "Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона". Значит, одинокая женщина имеет равное право с замужней стать матерью, в том числе и при помощи "суррогатной программы". Никаких запретов и ограничений в законе нет. И никакая дискриминация по признаку супружеского статуса недопустима". По мнению Свитнева, при наличии установленных медицинских показаний одинокая женщина может воспользоваться и услугами донора ооцитов (женских половых клеток) или же донорским эмбрионом. В результате суррогатная мать будет вынашивать ребенка, не имеющего генетического родства с женщиной, желающей его появления на свет. Но и в этом случае она должна быть и будет записана его матерью.
"Чтобы в принципе исключить нарушение прав не состоящих в браке пациентов, пока не принят комплексный закон о вспомогательных репродуктивных технологиях и репродуктивных правах граждан, нужно более четко сформулировать соответствующие положения Семейного кодекса и закона об актах гражданского состояния, оговорив, что право на осуществление "суррогатной программы" не зависит от супружеского статуса", - подчеркивает Свитнев.