12.01.2010 00:40
    Поделиться

    Олег Морозов: Самое худшее в политике - это врать и обещать легкую жизнь

    Олег Морозов о приоритетах в деятельности законодателей

    13 января открывается весенняя сессия Госдумы. Какой она будет? Чем порадуют народ в новом году народные избранники? Пока очевидно одно - впереди нас ожидают трудности. Их обещали россиянам и министры, и депутаты.

    - Пообещать трудности вместо привычных светлых перспектив - это новый способ мобилизовать страну? - спрашиваю у первого заместителя председателя Государственной Думы Олега Морозова.

    Олег Морозов: Самое худшее в политике - это врать и обещать, скажем, легкую жизнь, когда на самом деле известно, что она может оказаться совсем нелегкой. И уж тем более это недопустимо для партии, которая, как сейчас принято говорить, является доминирующей, владеет большинством мандатов в парламенте, в региональных законодательных собраниях. Объективный трезвый взгляд на вещи - это и есть условие оптимизма. Потому что когда заранее четко понимаешь, какие проблемы предстоит решать, не станешь падать в обморок от испуга, столкнувшись с трудностями, а будешь чесать затылок и думать, как их преодолевать. 2010 год - это первый год, когда мы реально урезаем те или иные статьи расходов. Мы впервые за последние десять лет сократим дорожное строительство - до сих пор из года в год мы наращивали его темпы и очень этим гордились. Мы честно признаемся в том, что формировали бюджет 2010 года, образно говоря, затянув финансовый пояс. А потому от целого ряда федеральных адресных проектов, которые нам виделись в сытые годы, теперь придется отказаться. И это первый год в нашей экономике за последнее десятилетие, когда мы идем на такие меры. Хотя по расходам в 2010 году мы выше, чем в не самом плохом восьмом. Поэтому объективно год будет непростой. Но поводов для паники нет. Я думаю, что мы выйдем из этого 2010 года уже окончательно окрепшими в плане преодоления кризиса, утвердим в стране устойчивый экономический рост, преодолеем негативные тенденции с безработицей. Надеюсь, что она к концу 2010 года уже реально пойдет на убыль.

    РГ: Какие будут основные темы законотворчества в весеннюю сессию?

    Морозов: На мой взгляд, главная тема - это политическая составляющая Послания президента. Почему именно политическая? Поясню. Потому что она связана и с Посланием, и с выборами в региональные заксобрания и органы местного самоуправления, которые, говоря словами президента, прошли "не стерильно". Такая нестерильность во многом порождена несовершенством избирательного законодательства. Президент, как вы помните, в своем Послании Федеральному Собранию сформулировал несколько принципиальных подходов, которые, на наш взгляд, могут изменить ситуацию и должны быть реализованы уже в весеннюю сессию. Какая-то часть президентских инициатив успеет к мартовским выборам. А смысл этих инициатив - открытым текстом это говорю - создать для оппозиции условия более...

    РГ: Комфортные?

    Морозов: "Комфортные" - это, пожалуй, не совсем точно. Точнее - условия, уравнивающие в возможностях оппозицию и доминирующую политическую партию, в руках которой, понятно, сегодня гораздо больше политических и иных ресурсов, нежели у оппозиции. Тем более что у нас оппозиция, как показали осенние выборы, довольно слаба, она часто не в состоянии выставить достаточное количество кандидатов на выборные места. Тем не менее мы считаем, что должны создать такую систему выборов, чтобы ни у кого в итоге не появлялось желания и оснований сказать: "А вот мы не признаем результаты выборов". Желающие оспорить их, конечно же, найдутся в любом случае. Но важно проводить выборы так, чтобы их результат, само соотношение сил, само представительство на всех уровнях никто не мог поставить под вопрос. И на это направлены инициативы Дмитрия Медведева. Кстати сказать, есть еще важная сторона его предложений, которые мы будем поддерживать, - это поствыборное представительство оппозиции в региональных органах власти и выборных органах местного самоуправления. Смысл таков - сколько бы ни было оппозиционных кандидатов, которые получают мандаты, они должны обладать правом на образование фракции, правом на то, чтобы работать на постоянной основе. А партия, даже не добрав до семипроцентного барьера, может иметь своего представителя в региональном парламенте. По аналогии с той схемой, которая будет действовать на федеральном уровне.

    РГ: Оппозиция будет удовлетворена?

    Морозов: Трудно представить себе страну, в которой оппозиция довольна своим положением. Но мне кажется, задача состоит не в том, чтобы сделать приятное оппозиции, а в том, чтобы формировать политическую систему, где отношение к каждой политической партии было бы максимально уважительным, а ее вес максимально отражался бы результатами выборов.

    РГ: Специальный закон об оппозиции, на ваш взгляд, нужен?

    Морозов: Давний спор. На мой взгляд, не нужен. Я думаю, что права оппозиции надо защищать через всю систему законодательства, а не через какой-то отдельный закон.

    РГ: Только политическими инициативами законотворчество в весеннюю сессию дело не ограничится?

    Морозов: В центре Послания президента была идея модернизации. И мне думается, что вторая часть нашей работы в весеннюю сессию - это все инициативы президента и правительства, направленные на модернизацию. Вероятно, главными здесь будут законы, обеспечивающие стимулирующие меры для тех сегментов бизнеса, которые работают по инновационным принципам, которые реально работают на модернизацию. Им нужно предоставлять налоговые преференции, кредитные и так далее. Передо мной лежит план мероприятий Думы на год во исполнение Послания президента. В этом плане 194 пункта. Предложения поступили почти от всех комитетов Госдумы - вот каким емким оказалось Послание. Уже подготовлен законопроект с изменениями в Кодекс об административных правонарушениях, смысл которых в том, чтобы хозяйствующие субъекты могли работать без вмешательства чиновников. И второй законопроект о поддержке институтов гражданского общества - тех некоммерческих организаций, которые осуществляют социальные функции, ведут благотворительную работу. Внесен президентский пакет по модернизации судебной системы.

    Третье - мы объявили, что 2010 год будет годом продолжения эффективной социальной политики. Помните, мы говорили, что Россия - единственная страна в мире, которая выходит из кризиса, не сократив ни одного рубля на социальные программы. Это действительно уникальный пример, поскольку во всем мире - и в этом есть определенная логика - поступают иначе. Мы выходим из кризиса, наращивая социальные расходы. Не потому, что у нас лишние деньги. А потому, что мы как власть не можем иначе. Мы взяли на себя эти обязательства. Поэтому - и это будет тоже лейтмотивом года - обязаны все социальные программы выполнять. В течение двух кризисных лет мы решим проблему, которую не решали предыдущие двадцать лет - полностью обеспечим жильем военнослужащих. В 2010 году будут обеспечены жильем и все участники Великой Отечественной войны.

    И четвертое. Думаю, что нам придется принимать в первую очередь по инициативе правительства законы антикризисного характера. Такие законы могут появляться фактически с колес.

    РГ: Как вы думаете, в весеннюю сессию могут быть реализованы отложенные законодательные инициативы, о которых сегодня много говорят? Ну, например, закон "О парламентском контроле", новая редакция закона о СМИ, ратификация 14-го протокола о реформе Европейского суда, о переносе праздничных дней?

    Морозов: Что-то из того, что вы назвали, вполне может попасть в перечень вопросов, которые Дума рассмотрит в весеннюю сессию. Если в комитете по информационной политике будет готова новая редакция закона о СМИ, то этот документ может оказаться в плане нашей работы на весну. Но, на мой взгляд, правка этого закона не требует торопливости, иначе можно наломать дров. Вопрос о ратификации 14-го протокола, думаю, мы рассмотрим в ближайшее время. Что же касается законопроектов оппозиции... Вы знаете, законопроекты оппозиции очень часто пишутся не для того, чтобы они были приняты. А для того, чтобы стали фактом обсуждения. И даже иногда, как это ни странно, желательны отклонения. Судьба законопроекта "О парламентском контроле" скорее всего из этой оперы. Потому что, вообще говоря, система парламентского контроля существует. Ее можно достраивать, совершенствовать, но она существует. Законопроект, конечно, может появиться в повестке, но не факт, что будет принят. А по поводу праздничного календаря, который кому-то не терпится вновь перекроить, вот что скажу: решение принято - надо с ним пожить.

    РГ: Третий год депутатского срока традиционно считался уже предвыборным годом со всей вытекающей из этого суетой...

    Морозов: Знаете, после того как по инициативе президента, тогда еще Путина, мы перешли к выборам по партийным спискам, прежняя система, когда два года работаем, а два года готовимся к выборам, как мне кажется, рухнула. Политическая работа, частью которой являются выборы, стала каждодневной. Поэтому, уверяю вас, ничего, что бы резко поменяло жизнь Думы в связи с грядущими парламентскими выборами, в весеннюю сессию 2010 года не произойдет.

    Поделиться