Россия пострадала от кризиса меньше своих соседей: снижение реального ВВП, по нашим оценкам, составило 8,7% - страна оказалась как бы посередине между странами Восточной Европы и СНГ.
Инвестиции сократились почти на 23%, поступления в бюджет упали на 30%. Профицит бюджета, который в 2008 году составлял более 4% ВВП, сменился дефицитом в 7% ВВП. Бурный рост кредитования, который наблюдался до кризиса, сменился сжатием рынка капитала. Общий отток капитала в 2008 году составил около 133 млрд долларов США, главным образом из-за увеличения оттока капитала в четвертом квартале, который составил 130 млрд долларов США.
Возможно, что до конца текущего года уровень бедности может превысить показатель в 17%. Уровень общей безработицы в октябре составил почти 8%. При этом ожидается ее дальнейшее повышение зимой - вследствие сезонности, характерной для безработицы в России.
Следует отметить, что российское правительство достаточно масштабно и быстро отреагировало на кризис. Наиболее эффективно была проведена поддержка банковского сектора, по объему равная примерно 3,3% ВВП, что помогло снизить системные риски. И это, отмечу, была самая эффективная часть экономической политики правительства. Более того, благодаря грамотным действиям ЦБ на валютном рынке России удалось избежать валютного кризиса, который довольно сильно ударил по другим странам мира. При этом улучшилась ситуация и с ликвидностью в банковской системе.
Однако влияние экономической политики на реальный сектор экономики и инвестиционную сферу было менее эффективным. В реальном секторе экономики произошел значительный спад в результате резкого падения как внутреннего, так и глобального спроса. Антикризисные меры, проводимые правительством, смогли лишь его смягчить. Вообще, что касается глобального кризиса, то это своего рода "цунами" - его невозможно предотвратить заградительными барьерами, но можно смягчить его последствия. Правительство России сделало все, что смогло, для того чтобы смягчить удар.
На наш взгляд, в создавшихся условиях следовало бы начать сокращать государственные расходы, направляя средства на инфраструктурные нужды. Правда, необходимо отметить, что при этом социальная поддержка населения чрезвычайно важна. Другое дело - как ее проводить. На наш взгляд, необходимо повышать ее адресность, чтобы смягчить социальный удар, а не идти на полномасштабное увеличение социальных расходов. Поддержка самых бедных слоев населения обеспечила бы увеличение потребления, а значит, и рост внутреннего спроса.
В 2010 году практически перед всеми странами мира встает задача - снижение бюджетного дефицита, поскольку он ведет к росту инфляции и государственного долга. Но снижение дефицита имеет и оборотную сторону - он ограничивает спрос.
В России, по нашим оценкам, в 2010 году рост составит около 3,2%. Казалось бы, цифра неплохая, но на деле это не совсем так, так как восстановление будет стартовать с низкого уровня. Поэтому для российской экономики по-прежнему остро стоит вопрос привлечения инвестиций в экономику.
Помимо всего вышесказанного потребуется провести серьезные структурные реформы. Банковской системе необходима консолидация и дополнительная капитализация, так как восстановление кредитной деятельности крайне важно для привлечения инвестиций и восстановления темпов роста экономики.
Другая, более серьезная проблема связана со структурой российской экономики. Российская экономика устроена очень узко и просто. Нефть, газ и природные ресурсы - с одной стороны. С другой стороны - военно-промышленный комплекс. Сами по себе эти отрасли экономики достаточно конкурентоспособны. Однако, кроме них, практически нет крупных высокопроизводительных и динамичных отраслей производства, которые важны для развития экономики. Речь идет о пищевой, легкой промышленности и о других отраслях, которые производят различные товары для домохозяйств. Понятно, что такая экономика досталась России в наследство от бывшего СССР. Тем не менее преодолевать это наследство необходимо, причем чем быстрее, тем лучше. А в России помимо природных ресурсов накоплен огромный человеческий капитал, так что поставленная задача модернизации экономики не является непосильной для страны. Тем более что внутренний спрос для развития этих производств есть, а воспользовавшись мировым опытом, можно будет привлечь передовые технологии и компании.
Кроме того, перед правительством стоит задача выстроить внутреннюю экономическую политику таким образом, чтобы радикально улучшить инвестиционный климат, сделав его предельно прозрачным и понятным для инвестора, а также пойти на радикальное снятие всех барьеров, препятствующих деловой активности в стране, главным из которых является коррупция. Ведь для бизнеса, как и для граждан, важна реально существующая ситуация, а ее требуется изменить к лучшему. Тогда бизнес сможет рассчитывать не на бюджетные деньги, а на реальные инвестиции. А для этого власти страны должны так изменить ситуацию, чтобы граждане могли не бояться открыть какое-то свое, пусть и маленькое дело и взять небольшой кредит. Для этого, повторю, требуется проведение большого числа реформ. Причем провести их необходимо не на формальном, а на реальном уровне.
Важно не просто изменять законы и нормативные акты, а сделать так, чтобы они реально заработали, чтобы все понимали, что правила игры меняться больше не будут. За последние несколько лет в России было одобрено много законодательных изменений, однако на деле ситуация пока сильно не изменилась. И работать предпринимателю пока так же сложно, как и почти 4-5 лет тому назад. Важно сделать так, чтобы граждане начали инвестировать свои средства в экономику.
Помимо этого необходимо провести дальнейшую диверсификацию экономики.
Посткризисный мир будет более ограничен в различного рода ресурсах и характеризоваться более жесткой конкуренцией. Россия имеет все преимущества, так как у нее нет того огромного государственного долга, который есть у других государств , в том числе и западных. Поэтому сегодня важно перестать надеяться на нефтяные цены, а улучшать и развивать производственные сектора. Тем более что вследствие падения глобального спроса, который зиждется на американской экономике, цена на нефть вряд ли будет высокой.
Посткризисный мир будет совсем другим. В посткризисном мире будет: меньше кредитов, но они станут более дорогими; замедленный экономический рост и более высокая безработица. Государствам и частному сектору важно на каждом уровне эффективно использовать свои средства, повышать производительность и конкурентоспособность экономики, находить новые области производства и рынки сбыта, а также пытаться найти более устойчивые источники получения финансов в новой экономической ситуации.
И сейчас такая возможность есть, так как кризис дает возможность перехода через процесс проведения реформ к более качественному уровню развития.