Прокуратура Курска с февраля 2009 года ведет спор с администрацией города о надбавках к зарплате работников ряда бюджетных отраслей.
В соответствии с постановлением горадминистрации от 29 декабря 2008 года в областном центре с 1 января 2009-го был введен минимальный размер оплаты труда бюджетников в размере 4330 рублей, а также на 15,5 процента повышена заработная плата работникам некоторых отраслей, в том числе образования и здравоохранения. Однако уже 19 февраля мэр Николай Овчаров подписал другое постановление, объявив предыдущее ("повышающее") утрачивающим силу с 1 марта. Мотив - "в целях оптимизации расходов бюджета города в условиях финансово-экономического кризиса". Проще говоря, в муниципальном бюджете для выплат надбавок не нашлось денег. С этого момента и началась тяжба между мэрией и прокуратурой, которая не закончилась даже на финише минувшего года…
Прокуратура сочла, что принятие горадминистрацией постановления о повышении должностных окладов бюджетников и дальнейшее финансовое обеспечение нормативного акта (с января по май 15,5-процентная надбавка выплачивалась) фактически означало заключение с работниками бюджетных учреждений Курска дополнительных трудовых соглашений на новых, более выгодных условиях оплаты труда. Изменяться в сторону ухудшения они могли только с соблюдением требований ТК РФ, то есть по обоюдному соглашению сторон трудового договора. Но, по мнению прокуроров, отмена администрацией Курска своего же "повышающего" постановления породила правовые последствия, в результате которых положение работников в одностороннем порядке было ухудшено. К тому же новый нормативный акт, затрагивая интересы множества людей, не был доведен до их сведения надлежащим образом, а потому является незаконным.
Поставив себя в щекотливое положение (введя надбавки, надежно не обеспеченные финансами), администрация города вместо прямого и честного разговора с гражданами предпочла отмолчаться. Если постановление о повышении окладов было, как и положено, опубликовано в городской газете, то об отмене - нет. Только в конце июля появился первый публичный комментарий, да и то - за городскую власть высказалась областная. Зампредседателя правительства региона Владимир Проскурин разъяснил курянам, что "из-за финансово-экономического кризиса в этом году уменьшилось поступление доходов и в утвержденный на 2009 год бюджет города внесены изменения. Расходная часть сокращена на 700,1 миллиона рублей, в том числе и средства на оплату труда с начислениями - на 10,3 процента. В связи с чем увеличение на 15,5 процента должностных окладов было отменено…" И еще: "Существующий бюджет Курска позволит осуществлять выплату заработной платы в размере большем, чем в 2008-м, но в меньшем, чем за период с 1 января по 1 мая текущего года. Администрация города не снимает с контроля вопрос о повышении зарплаты бюджетникам. При стабилизации финансово-экономической ситуации будут введены новые системы оплаты труда…"
Тому, что от имени городской власти заявление сделал чиновник администрации области, удивляться не стоит: напряжение возникло в региональном бюджете, а от него в существенной мере зависит муниципальный. Однако неприятную обязанность "урегулировать" отношения с работниками мэрия так же переложила на директоров школ и главных врачей. Те от своего имени, хоть и со ссылкой на неопубликованное постановление горадминистрации, вручали каждому стандартное "Уведомление об изменении условий оплаты труда". Причем с однозначной формулировкой: "…прошу в течение двух месяцев со дня получения уведомления дать письменное согласие или несогласие на продолжение работы в новых условиях". То есть снижение окладов преподносилось уже как дело решенное и обсуждения с работником не требующее…
Подавляющее большинство врачей и педагогов эти ультиматумы подписало, отказались только единицы. Но и среди них прокуратуре оказалось непросто найти тех, чьи интересы она бы представляла. Например, в апреле был заявлен иск в защиту прав конкретной работницы сферы образования. Но спустя время производство пришлось прекращать. Женщина пришла к прокурору и сообщила, что и она, поразмыслив, подписала уведомление. По всей видимости - из опасения лишиться даже малооплачиваемой работы.
С одной отважной учительницей прокуратура все же прошла через суд и результата, хотя и не окончательного, добилась. В первый раз Ленинский райсуд Курска, уже проведя судебные заседания и выслушав прения сторон, вдруг вынес определение, что оставляет заявление прокурора Анатолия Колоусова (о признании незаконным постановления администрации города от 19 февраля, поданное в интересах учительницы) "без рассмотрения, разъяснив право разрешить спор в порядке искового производства". То есть учительница должна была бы предъявить иск к своему работодателю-директору, от которого, при наличии постановления мэра, ничего не зависит…
Этот нонсенс, конечно, увидела кассационная инстанция. Курский облсуд четко высказался, что речь идет о нормативно-правовом акте, а не о частном трудовом споре. После этого, уточнив требования, прокуратура стала добиваться отмены постановления, ухудшающего условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, уже без ссылок на персоналии. 15 октября Ленинский суд в новом составе признал нормативно-правовой акт горадминистрации недействующим с момента его принятия. Правда, только на том основании, что постановление, отменяющее надбавки, не было опубликовано.
Однако до точки в этом затянувшемся споре еще далеко. Решение суда первой инстанции до сих пор не вступило в законную силу. Проиграв процесс, 31 октября горадминистрация опубликовала свое февральское постановление и теперь в кассационном порядке просит облсуд отменить решение Ленинского райсуда, а прокуратуре Курска в удовлетворении ее требований отказать. Как сказала корреспонденту "РГ" начальник административно-правового управления администрации Курска Ольга Гранкина, "возможны разные ситуации, в зависимости от позиции областного суда. Но теперь с нашей стороны соблюдены все формальности. И максимум, на что могут рассчитывать работники бюджетных учреждений, это получение надбавки за октябрь включительно - до момента публикации нормативного акта".
У прокуратуры на этот счет иные прогнозы. Как, например, можно признать незаконным и отменить решение Ленинского суда, если на момент его вынесения постановление горадминистрации, действительно, не публиковалось? Но если решение останется в силе, что тогда мэрии делать: принимать новое постановление об отмене надбавок, а за весь прошлый год их все-таки заплатить? Сами бюджетники при этом безмолвно ждут, что именно для них выспорит прокуратура.