12.01.2010 00:40
    Поделиться

    Состоятельные россияне встретили Новый год на Мальдивах, Маврикии, Сейшелах и в Мексике

    Туроператоры новогодними праздниками остались довольны. И хотя спрос по сравнению с прошлым годом снизился в среднем на 15%, россияне не утратили сформировавшуюся за последние годы привычку выезжать на отдых. И, скорректировав свои планы, туроператоры смогли заработать, а туристы хорошо и не слишком дорого отдохнуть: цены на новогодние туры остались на прошлогоднем уровне, а отдых в каникулы обошелся в этом году на 10% дешевле.

    Основные направления, которые были востребованы в новогодние каникулы, по словам Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР), - это Египет, Таиланд, Доминиканская Республика, Куба. Повышенный спрос был на туры в Карибский бассейн. На Доминиканскую Республику, Бали и Кубу поставили дополнительные чартерные рейсы, при этом мест не хватало. За неделю до новогодних праздников уже не было путевок на эти направления. В моде экзотика: Доминикана, Мальдивы, Маврикий, Сейшелы, Мексика. Как полагает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ), успех Таиланда - это отложенный спрос, успех Египта - снижение цены на 10-15%. Причем на эти направления два раза ставили дополнительные чартеры.

    Ирина Тюрина отмечает также, что европейские консульства в этом сезоне оказались достаточно лояльны к российским туристам. У туристов были шансы сдать документы на визу в середине декабря, чего раньше не бывало. А австрийцы выдавали визы до 31 декабря. Правда, в этом году Австрия по новогодним продажам несколько отстала от своих коллег - до последнего момента в альпийских гостиницах можно было найти места на Новый год. Но вместе с тем именно благодаря разумной политике туроператоров за неделю до Нового года практически все места по основным туристическим направлениям полностью были распроданы.

    Что касается горнолыжных программ, то наиболее популярными оказались курорты Франции и Швейцарии, также востребован в этом году и отдых в Андорре. Швейцария вышла на первые места благодаря введению шенгенских виз. Ведь раньше для поездки на швейцарский курорт требовалась отдельная виза. А сегодня экономичные апартаменты в этой стране стали доступны. А вот итальянские курорты нынешней зимой пользовались меньшей популярностью. По словам Евгения Судьбина, заместителя директора компании "Асент Тревел", итальянский рынок более конкурентоспособен, оттого там были более заметны спады и взлеты.

    Как считает исполнительный директор АТОР, в какой-то степени кризис скорректировал туристический рынок - сбалансировал спрос и предложение. Тур операторы в этом сезоне не рисковали и амбициозных планов не строили. Между тем сами туроператоры придерживаются иного мнения. Они считают, что и демпинговые цены, и амбиции никуда не делись, и о сбалансированности рынка можно было говорить летом, в новогодние выходные все стремятся заработать, поэтому путевки по демпинговым ценам продавались и спецпредложения были, только все это произошло позже обычного.

    Что касается России, то тут, несмотря на все надежды туристических властей, наблюдается провал. Устойчивым спросом могли похвастаться только недорогие пансионаты и дома отдыха. Новогодние и рождественские программы по России продавались неважно. По словам руководителя российского отдела компании "Ванд Интернешнл Тур" Ирины Солянкиной, активность туристов резко снизилась. Связано это с тем, что не все подмосковные пансионаты оставили цены на прошлогоднем уровне. При этом в преддверии сезона многие базы отдыха декларировали, что цены останутся на уровне прошлого года. Однако полноценный Новый год обошелся в Подмосковье в 45-50 тысяч рублей. Не меньше, чем путевка за рубеж.

    Как считает Ирина Солянкина, есть немало способов оставить цены на прежнем уровне, при этом поставив туриста в условия, при которых он должен за что-то платить дополнительно. Так поступают многие пансионаты России. Оттого Новый год в Подмосковье эксперты называют провальным. Многие и вовсе предпочли отдохнуть в Белоруссии - как отмечает Ирина Петрова, генеральный директор компании "Солвекс", ближайший сосед держит оптимальное соотношение цены и качества.

    В то же время, по словам многих туроператоров, бюджетные варианты отдыха разошлись на "ура". Многие туристы покупали путевки в апартаменты без новогоднего банкета и посленовогодних поездок, которые обходятся на 15-20% дешевле. Да и артисты в этом году подешевели - популярные группы примерно вдвое, что, конечно, сказалось на цене турпакета. Очень хорошо продавался Санкт-Петербург, особенно в провинции, и это несмотря на то, что некоторые отельные цепочки на праздники закрывались, например Sokos Hotel.

    Несколько слов о тенденциях этого зимнего сезона. Евгений Судьбин называет одну из главных: средний класс стал путешествовать меньше. При этом если люди среднего достатка не отказались от поездок, то стали выбирать более дешевые варианты. "Те, кто находился в середине пирамиды с точки зрения расходов на туруслуги, постепенно спустились вниз, - говорит Евгений Судьбин. - Они стали выбирать более экономичные варианты. А элита не уменьшила своих расходов, также как и раньше "вершина" пирамиды заказывает дорогие курорты и гостиницы".

    Ирина Петрова отмечает, что увеличилась глубина продаж горнолыжных туров на всех горнолыжных направлениях, это произошло в конце года и продолжается до сих пор. И это при том что в прошлом году горнолыжные туры покупали в последнюю минуту. По ее словам, такая тенденция отмечалась только в самые удачные годы.

    Любители горных лыж не отказываются от своих пристрастий и продолжают искать дешевые и удобные варианты, при этом новогодние каникулы теряют свою решающую роль для отдыха. Вот что рассказывает Елена Яковлева, домохозяйка и супруга предпринимателя, то есть типичная представительница среднего класса: "Мы каждый год уезжали в Альпы кататься на горных лыжах, но, учитывая расходы, связанные с поездкой на всю семью, стало понятно, что на новогодние каникулы остаемся дома. Мы решили поехать кататься на лыжах позже, в марте, на австрийский курорт. Апартаменты стоят гораздо дешевле, а билет на самолет до Мюнхена всего 7000 рублей с человека, в три раза дешевле, чем на новогодние праздники. В результате вся поездка на четверых человек (с проживанием в апартаментах) обойдется нам в 1073 евро".

    Еще одна тенденция этого сезона, которую отмечают эксперты, - потеря интереса к экскурсионным турам. По разным оценкам, спрос на экскурсионные программы упал на 20-40%. Новогодние туры в Прагу, Париж, прибалтийские города традиционно пользовались успехом в новогодние праздники, но в этом году спрос на них заметно снизился.

    Поделиться