В конце декабря прошлого года привычные устои мира женского сноуборда в параллельных дисциплинах пошатнулись. 20-летняя россиянка Алена Заварзина буквально ворвалась в элиту, неожиданно для многих выиграв этап Кубка мира в США.
Для многих, но только не для себя. Эта обаятельная девушка из Новосибирска, по ее собственному признанию, дозрела до больших побед. Теперь новый рубеж - Ванкувер. Там, говорит, ей все по плечу. Незадолго до вылета в столицу ближайших Олимпийских игр Алена побывала в гостях у "РГ".
Российская газета: Алена, после победы в Штатах, наверное, горы готова свернуть?
Алена Заварзина: Еще как. Но не могу сказать, что эмоции так уж сильно меня захлестнули. Недавний успех во многом закономерен и логичен.
РГ: Как это логичен, когда вчерашняя юниорка уже обыгрывает весь цвет мирового сноуборда?
Заварзина: Так я перед выходом на большую арену без дела не сидела. Два года назад стала бронзовым призером юниорского чемпионата мира и третьей в общем зачете Кубка Европы. В прошлом сезоне сделан шаг вперед: вторая на том же мировом первенстве и вторая опять-таки на Кубке. Теперь вот успех на этапе мирового Кубка. Динамика, по-моему, налицо. Впрочем, будем надеяться, что это только начало.
РГ: Эйфория не захлестнула?
Заварзина: А смысл? Просто остаюсь собой. Хотя понимаю, что как бы я себя в ближайшее время ни вела, кто-то все равно скажет "звездная болезнь". Только не соперницы.
РГ: Почему?
Заварзина: Там так не принято.
РГ: Как у биатлонистов - большая дружная семья?
Заварзина: Нет, так я могу сказать только про сборную России. С остальными хорошие приятельские отношения. Правда, на Кубке мира выпендрежников хватает. Во время стартов есть девушки, которые стараются себя показать. А вот на вечеринках уже все дружелюбные.
РГ: На вас теперь по-другому смотрят?
Заварзина: Абсолютно иначе. Для них моя победа стала куда более неожиданной, чем для меня самой. Вижу, что девушки крепко призадумались. (Улыбается.)
РГ: Особенно, наверное, австрийки. Вы ведь половину их сборной обогнали?
Заварзина: Теперь понятно, что они вполне победимы.
РГ: Насколько существенен в женском сноуборде фактор везения?
Заварзина: Он, безусловно, есть. После того как на этапе определяются 16 лучших, выиграть действительно может любая. Другое дело, что некоторые, так или иначе, но попадают в призы систематически. Однако у каждой из них есть "свои" трассы, где им выступать наиболее комфортно. Таких, кто одинаково хорошо выступает везде, нет.
РГ: Вы на олимпийской трассе Ванкувера раньше катались?
Заварзина: Да. И она мне очень нравится. Можно сказать, что "моя".
РГ: Сколько там будет претендентов на медали?
Заварзина: Все 30 участниц. Я серьезно. Каждая из этого списка способна пробиться в 16, а там и побороться за призы. Думаю, что многое, если не всё, решит психология. К Олимпиаде идешь четыре года, отдаешь огромное количество энергии, и проиграть после стольких усилий не захочется никому. Вот тут стальные нервы очень понадобятся. Кстати, я совершенно не уверена, что более опытным спортсменкам будет легче. Они захотят улучшить свои результаты по сравнению с предыдущими Играми, а это дополнительная нагрузка.
РГ: А вы с какими мыслями поедете в Ванкувер?
Заварзина: Примерно так: "Первая Олимпиада, жизнь коротка, надо побеждать, погнали!".
РГ: Какой результат для себя почтете за удачный?
Заварзина: Каждый спортсмен отправляется туда с одним желанием - быть первым. Я не исключение. Если смогу выступить на своем уровне, то шансы неплохие. Потому что за качество трассы можно не переживать. С этим все будет в полном порядке.
РГ: Вы упомянули о психологии. Как у сноубордистки Заварзиной с этим?
Заварзина: По-разному. Правда, не так давно в сборной появился психолог. И, знаете, лично мне она очень помогает. Помогает находить оптимальное состояние на старте. Для меня это важно. Я не боюсь соперников, я порой в себе не уверена. А так... Бороться и обыгрывать можно всех. И когда цель на самом деле для тебя крайне важна, то забываешь обо всем. Просто идешь к ней, не видя вокруг себя никого.
РГ: Но ведь Олимпиада - это не только соревнования.
Заварзина: Для меня именно эти Игры особые. Во-первых, я о них мечтаю с десяти лет. Именно в этом возрасте решила, что должна быть среди лучших сноубордисток в 2010 году. Во-вторых, Ванкувер, на мой взгляд, лучший город на планете. Лично я хотела бы там жить. Океан, горы, чайки... Есть еще один момент. В детстве нарисовала автопортрет, и через два года, как это ни странно, стала на него похожа. Подумала, что это работает. Подрисовала медаль и написала: "Ванкувер-2010". С тех пор прошло шесть лет.
РГ: Вы суеверная спортсменка?
Заварзина: Нет, спокойно к этим вещам отношусь. Вот главный тренер сборной Денис Валерьевич Тихомиров - да. Он в этом смысле на своей волне. Чего, кстати говоря, очень стесняется. Любой удачный старт связывает с какими-то штуками. Один раз, на этапе Кубка Европы, я стояла на финише с рацией, сообщала результаты. Отошла буквально на две минуты и отдала рацию другой девочке. Наши в этот момент начали сливать. Угадайте, кто был во всем виноват. Вот если бы не ушла и рацию держала в той же руке, тогда все бы шло нормально! (Смеется.)
РГ: Для вас сноуборд это...
Заварзина: Профессиональный спорт. Поверьте, далеко не хобби. 300 дней в году я на сборах. Это уже как образ жизни. Я занимаюсь тем делом, от которого получаю огромное удовольствие.
РГ: В нашей стране этот вид спорта приносит доход?
Заварзина: По сравнению со всей Европой в России наиболее выгодно заниматься сноубордом. Им не платят вообще ничего или, в лучшем случае, чисто символические деньги. У нас же государство делает очень многое для развития спорта в стране. Сноуборд обделенным не остается. Соперники нам завидуют.
РГ: Дома, в Новосибирске, часто бываете?
Заварзина: Последний раз в начале ноября на три дня приезжала.
РГ: Не скучаете?
Заварзина: Нет. Стараюсь не привязываться. Это только мешает.
РГ: Если выиграете в Ванкувере медаль, кому посвятите?
Заварзина: Маме. Она сделала многое для моего спортивного роста. Папа, со своей стороны, привил любовь к живописи. Когда добьюсь больших высот в области художества, благодарить буду уже его. Пока надо с Олимпиадой разобраться. (Улыбается.)