13.01.2010 00:45
    Поделиться

    Смольный приступил к оценке эффективности затрат на поддержку малого предпринимательства

    Смольный приступил к оценке эффективности затрат, направленных на поддержку малого предпринимательства.

    Согласно информации городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), общий объем субсидий в 2009 году с учетом привлечения дополнительного федерального финансирования составил более 1,2 миллиарда рублей, что в два раза больше показателя 2008 года. Из них 450 миллионов были направлены на программы прямого субсидирования, 700 миллионов выделены фонду содействия кредитованию малого бизнеса и 50 миллионов рублей - на косвенную и инфраструктурную поддержку.

    Несмотря на сложную экономическую ситуацию, количество субъектов малого предпринимательства в 2009 году возросло почти на 27 тысяч и сейчас в городе существует свыше 288 тысяч субъектов малого предпринимательства (СМП) - более 204 тысяч малых предприятий и около 84 тысяч индивидуальных предпринимателей. Большая часть из них занята в сферах торговли, общественного питания и услуг. Обрабатывающий и производственный сектор занимает порядка 7 процентов. В планах комитета на 2010 год дополнительное стимулирование предприятий, занятых высокотехнологичным и инновационным бизнесом, как наиболее перспективных и отвечающих федеральным задачам.

    В ушедшем году значительно выросла доля государственного заказа, размещаемого у субъектов МСП. Она превысила 49 процентов, что почти в 2,5 раза больше нормы (20 процентов), предписанной законодательством. Напомним, что порядок распределения государственного заказа в Санкт-Петербурге ранее был предметом критики со стороны Федеральной антимонопольной службы, представители которой выражали озабоченность небольшой долей открытых аукционов в общем объеме госзакупок.

    Столь оптимистичная статистика по малым предприятиям на фоне крайне сложных финансовых условий может иметь несколько объяснений. Наиболее очевидным является внимание КЭРППиТа к количественным показателям, в то время как за кадром остаются столь важные качественные оценки, как доля малых компаний в валовом региональном продукте, число занятых в СМП и объем налоговых поступлений. Нетрудно предположить, что из общего числа "пересчитанных" компаний немалую часть составляют "мертвые души" и фирмы-однодневки.

    Другой причиной роста числа малых предприятий мог стать, как ни странно это звучит, финансовый кризис. Ведь бизнес, не имеющий сложной организационной структуры и больших постоянных затрат, намного легче перестроить под новые экономические реалии. В то же время крупные громоздкие структуры вынуждены сворачивать масштабы своей деятельности до малых и средних компаний. Кроме того, ухудшение условий труда и значительное количество увольнений в сочетании с введенными программами помощи начинающим предпринимателям подтолкнули многих к созданию собственного бизнеса.

    Главным новшеством минувшего года в плане поддержки СМП стала реализация программы "Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса". По ее условиям начинающие малые предприятия и индивидуальные предприниматели могли получить до 300 тысяч рублей на безвозвратной основе в виде субсидии. Программа, на реализацию которой было выделено 200 миллионов рублей, стартовала в июле, а прием новых заявок на участие в ней был остановлен в ноябре.

    Ее основной задачей было снятие социальной напряженности и создание новых малых предприятий, обеспечивающих рабочие места и налоговые поступления. По словам Петра Кобякова, начальника отдела по работе с организациями межрегионального ресурсного центра, было обработано 970 полных пакетов документов по заявкам и оказано более 600 индивидуальных консультаций.

    Приятно удивил экспертов отраслевой состав компаний, претендующих на гранты. Наибольшее количество организаций планировало заниматься ремонтом автотранспортных средств, на втором по популярности месте - операции с недвижимостью, на третьем - обрабатывающие производства. Ожидаемого наплыва за бюджетными деньгами организаций оптовой и розничной торговли не произошло.

    Поскольку программа выдачи грантов новая и вводилась спешно, не обошлось без проблем и технических накладок. Так, в шаблоны файлов для экономического обоснования закралась ошибка в расчете срока окупаемости. Были изменены формы соглашений с КЭРППиТ, и многим предпринимателям пришлось переподписывать часть документов. Поначалу не всегда можно было скачать документацию в электронном в виде с сайтов уполномоченных организаций. Из-за сроков введения программы (а Санкт-Петербург был далеко не первым регионом, взявшимся за ее реализацию) потеряли актуальность субсидии для компаний, старт деятельности которых был привязан к началу учебного года.

    Часть сложностей создали себе сами предприниматели "долгим раскачиванием" - несмотря на первичный ажиотаж, значительная активность по подаче заявок началась только в октябре 2009-го, а пик пришелся на середину ноября. Многие желающие просто не успели подать документы до момента остановки приема заявок.

    Как рассказал Петр Кобяков, учитывая предыдущие ошибки, в 2010 году планируется усовершенствовать методику приема документов, устранить все неоднозначные трактовки, создать единый алгоритм работы в качестве приложения к программе. Специалистами рекомендовано разделить потоки выделяемых субсидий на три: для безработных, для предприятий, существующих менее года и более года, с варьирующимися суммами субсидий и условиями участия в программе. Немаловажную роль будет играть и мониторинг эффективности программы по количеству "выживших" организаций и их экономическим показателям.

    Поделиться