В стоимость бензина на российском розничном рынке входит 44,1 процента различных налогов. Но рыночную цену на топливо в конечном итоге должны определять биржевые торги. "Формулу цены" обсудит в феврале правительственная комиссия. Но будет ли она принята к исполнению - это большой вопрос.
Такой акцент делают специалисты минэнерго в своем исследовании "Анализ вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов".
Вслед за Федеральной антимонопольной службой такую формулу попытались обосновать в минэнерго. По поручению заместителя председателя правительства Игоря Сечина ведомство подготовило "Анализ вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов". Цель документа - определение справедливой цены на топливо.
Впрочем, как сообщили "РГ" в пресс-службе минэнерго, размещенный на официальном сайте документ является лишь основой для обсуждения всех заинтересованных сторон.
Заметим, что необходимость единого расчета цен на нефтепродукты вызвана тем, что многие нефтяники произвольно устанавливают свою стоимость бензина и дизельного топлива, не учитывая динамики роста или падения мировых цен на нефть. Антимонопольщики, напомним, даже завели целую серию дел на крупнейшие нефтяные компании, обвинив их в завышении цен. Нефтяники свою вину не признают и судятся с ФАС. Кстати, именно ФАС стала инициатором расчета формулы цены на нефтепродукты в конце прошлого года. Там предложили рассчитывать стоимость топлива как котировку к ближайшему к нефтеперерабатывающему заводу центров международной торговли (например, Роттердама, Сингапура) минус экспортная пошлина и затраты на транспорт. "После этого сумма переводится в рубли, к ней прибавляется стоимость транспортировки по России, акциз и НДС", - поясняли антимонопольщики. Однако окончательно с ценами правительство поручило разобраться специалистам минэнерго.
Любопытно, что в противовес оппонентам из ФАС чиновники минэнерго обращают внимание на то, что сейчас в России один из самых низких уровней цен на моторные виды топлива, если "очистить" их от разного рода налогов. Более низкие цены существуют только в странах, жестко регулирующих стоимость топлива, например, в Иране и Венесуэле. И даже с учетом налогов стоимость бензина в России также является низкой, держат "линию обороны" в минэнерго, подкрепляя свою позицию примерами. Если средняя стоимость литра Аи-92 составляет 22,39 рубля, то в эту сумму входит почти 10 рублей налогов: 3,42 рубля налога на добавленную стоимость, 3,78 рубля налога на добычу полезных ископаемых и 2,69 рубля акциза. Для дизельного топлива налоги составляют 43,1 процента от конечной цены: НДПИ - 4,25 рубля, НДС - 2,82 рубля, акциз 90 копеек, при цене литра топлива в 18,5 рубля.
Пока в документе обозначены лишь основные акценты методики расчета цен. Помимо налоговой составляющей отечественного рынка нефтепродуктов, предложены механизмы развития биржевой торговли нефтепродуктами. Причем с Федеральной антимонопольной службой предполагается согласовывать стартовые цены для участников биржевых торгов по предписанию.
Детально "формула цены" пока не разглашается. В материалах на сайте министерства отмечается, что методику необходимо рассматривать как временную меру формирования объективного индикатора цен внутреннего рынка. По мере роста объемов биржевых продаж нефтепродуктов с выходом на уровень 10-15 процентов от емкости внутреннего рынка таким индикатором должен стать биржевой индикатор цен.
Заметим, что в России пока широко известна только одна нефтяная биржа - в Санкт-Петербурге. Но, по утверждению экспертов, объем торгов там небольшой - в основном это остатки после заключения крупных долгосрочных контрактов. Таким образом, биржа не может влиять и определять рыночную цену на нефтепродукты на внутреннем рынке страны.