14.01.2010 00:47
    Поделиться

    На Кубани жильцы девятиэтажки в курортном поселке попали в плен в собственном доме

    Жильцы девятиэтажки курортного поселка попали в плен в собственном доме

    Уже десять месяцев старики и инвалиды с верхних этажей высотки в поселке Новомихайловский Туапсинского района не могут выйти на улицу из-за отключенного лифта.

    Кнопка с сюрпризом

    Дом на берегу Черного моря превратился в неприступную крепость после отказа жильцов платить новой управляющей компании по явно завышенным, по их убеждению, расценкам. Тарифы, которые ООО "Управляющая компания "Черноморские коммунальные системы" ввела с марта прошлого года, действительно кусаются больно: только за лифт - по 130 рублей с человека. А если в семье, допустим, пятеро, то лишь за эту одну коммунальную услугу новомихайловцам пришлось бы отдавать 650 целковых в месяц. К примеру, в Краснодаре такая услуга для собственников квартир в многоэтажках обходится в 70 рублей.

    В результате с минувшей весны многие пожилые люди и инвалиды фактически стали узниками собственных квартир. Все лето эти жители курортного поселка (Новомихайловский знают все по расположенному здесь всероссийскому детскому центру "Орленок") с грустью наблюдали со своих балконов, как многочисленные туристы со всей страны загорали на пляже и с удовольствием плескались в ласковых волнах Черного моря.

    72-летняя Вера Янер в юности поднимала целину - работала каменщиком четвертого разряда и строила дома в целиноградской степи. Теперь для нее каждый поход в магазин за хлебом или в аптеку превратился в куда более тяжкое испытание. А ведь годы уже далеко не те...

    - Врачи, которые к нам приходят, признаются, что молят бога уберечь своих пациентов от сердечного приступа, - говорит пенсионерка. - На самом деле, как нести больного с девятого этажа на носилках?

    У Ани Кондратюк с детства нарушена координация движений, и девять лестничных пролетов для нее неодолимое препятствие...

    - В нашем доме 36 квартир, - рассказывает живущая на восьмом этаже Марина Кишешьян (у женщины, кстати, сахарный диабет). - Но владельцы квартир на нижних этажах платить такую сумму и не собирались. Поэтому все затраты, даже если бы мы согласились с новыми тарифами, легли бы на обитателей верхних. Мужу 61 год, его месячный доход - 2500 рублей, я не работаю. Откуда же нам такие деньги взять? Обращались к главе поселковой администрации, депутатам, руководству управляющей компании - бесполезно.

    Силовой прием

    Единственной инстанцией в районе, где откликнулись на жалобы несчастных жильцов, оказалась местная прокуратура. Здесь считают, что управляющая компания, отключив лифт, нарушила права инвалидов и требования жилищного законодательства. Туапсинский межрайонный прокурор обратился в районный суд с исковым заявлением, в котором потребовал принять меры по обслуживанию и обеспечению эксплуатации лифта. Суд рассмотрел дело и принял решение: заветную кнопку включить!

    Однако даже после вмешательства правоохранителей, коммунальщики вовсе не намерены сдавать свои позиции.

    - Если пойдем у них на поводу, то разоримся, - заявил корреспонденту "РГ" в разгар судебной тяжбы глава управляющей компании "Черноморские коммунальные системы" Сергей Василенко. - Как это произошло с нашими предшественниками. Ведь в девятиэтажке в Новомихайловском всего-навсего 36 квартир, а лифт один на всех. По правилам безопасности приходится содержать четырех лифтеров. Так что невыгодно. Что касается суда, то могу сослаться на 491-е постановление правительства РФ от 13 августа 2006 года "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах". По этому документу, жильцы обязаны содержать общее имущество, а значит, и лифт.

    - В ближайшее время мы намерены обратиться к приставам, - пообещали в Туапсинской межрайонной прокуратуре. - Они заставят фирму включить лифт. Ведь решение суда уже вступило в законную силу.

    Глухой этаж

    Как выяснилось, новомихайловское коммунальное ЧП не исключение, а типичная ситуация для тех немногих высоток, которые были в свое время возведены в маленьких поселках.

    - Если в крупных населенных пунктах коммунальные фирмы компенсируют свои расходы на лифт за счет большого количества многоквартирных домов, находящихся в их ведомстве, то здесь такой возможности нет, - уверяют коммунальщики.

    Кстати, в таком же положении до сих пор находятся жильцы многоквартирного дома в поселке Ольгинка. Но там обитатели верхних этажей оказались моложе и здоровее. А потому пока обошлось без скандала.

    - Думаю, вообще проблема это техническая: дело в том, что лифты не оборудованы современными спутниковыми телефонами, - сказал в разговоре с корреспондентом "РГ" глава администрации поселка Новомихайловский Вячеслав Зайцев. - Такие устройства позволили бы одной диспетчерской службе обслуживать не один, а несколько домов. Вообще система радиооповещения через спутник должна быть предусмотрена уже на стадии проектирования.

    К слову, один подобный телефон стоит от 100 до 150 тысяч рублей. Кто оплатит расходы? Так что проект главы старики новомихайловского дома № 10, сидящие взаперти, считают чем-то вроде научной фантастики и всерьез не воспринимают, а ждут визита судебных приставов.

    А что же думают районные власти? После настойчивых звонков корреспондента "РГ" в Туапсинскую районную администрацию Галина Пронина, начальник отдела администрации Туапсинского района, пообещала, что этой историей все-таки займутся. Но вот уже и новогодние куранты пробили, а лифт в многоэтажке № 10, во втором микрорайоне поселка Новомихайловский, так и не работает.

    Как же вышло, что вот уже почти год "коммунальных узников" не слышат те, кто по своей должности обязан был им помочь? Наверное, потому что острота слуха у некоторых чиновников со временем притупляется.

    Комментарий

    Анатолий Давыдов, председатель краевой корпорации жилищного самоуправления:

    - Проблема здесь в том, что обслуживание лифта относится к числу тех коммунальных услуг, тарифы на которые не регламентируются законом, а устанавливаются договором. По этой причине возникает целая масса конфликтов между самими жильцами, собственниками квартир и обслуживающими коммунальными организациями.

    Однако все равно непонятно, почему коммунальная фирма в Новомихайловском решила взимать плату, как говорится, с каждой "головы". Начисление собственникам помещений за потребленные жилищно-коммунальные услуги необходимо производить не по числу зарегистрированных (проживающих) людей, а соразмерно общей площади квартир, в расчете на квадратный метр занимаемой общей площади, указанной в свидетельстве о праве на недвижимое имущество.

    Ведь практически невозможно установить количество тех, кто действительно живет в квартире. По действующему законодательству, можно иметь в собственности несколько квартир, а зарегистрироваться только в одной. В остальные же пустить квартирантов. И платить за них будут другие собственники.

    Обычно ТСЖ, ЖСК, управляющие организации начисляют собственникам жилья к оплате только сумму договора на техническое обслуживание лифта, а остальные позиции входят в статью "содержание общего имущества". Так что оплачивать расходы за пользование лифтом по закону обязаны все жители многоквартирного дома, независимо от того, на каком они этаже живут.

    К сожалению, официальная калькуляция затрат по оплате за лифт, утвержденная какими-либо органами, до сих пор отсутствует. В Краснодаре местные власти установили стабильные тарифы на подобные услуги для многоквартирных муниципальных домов, не выбравших способ управления. А остальные взяли эти расчеты за основу.

    Что касается завышения тарифов, то здесь, как говорится, спасение "утопающих" - дело рук их самих. Только активность и упорство самих собственников жилья поможет навести порядок в коммунальной сфере. Когда подобная конфликтная ситуация возникла в краевом центре, мы проверили обоснованность повышения цен на ежегодные технические испытания лифтов - провели свои расчеты и обнаружили явный перекос. Нас поддержал профильный комитет ЗСК. По инициативе корпорации были приглашены аналогичные организации из других регионов. В результате удалось снизить цены на эти услуги в два раза.

    В Арбитражном суде края за последние два года был создан не один прецедент, когда, к примеру, удавалось доказать немотивированное завышение объемов предоставляемых услуг. По решению судей плата в некоторых случаях была снижена в десятки раз.

    Советы

    Сегодня для тех, кто не в состоянии нести полное бремя коммунальных расходов, есть выход - государственная субсидия. По словам специалиста краевого департамента соцзащиты Инны Паршиной, воспользоваться такой господдержкой можно в любом районе края. Но при условии - расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны превышать 22 процента от дохода семьи (для многодетных семей - 15 процентов). В Краснодаре и Новороссийске эта планка снижена до 15 процентов, а для многодетных семей - 10 процентов.

    Субсидию на оплату ЖКУ можно оформить в отделе управления соцзащиты по месту жительства при отсутствии задолженности. Вместо справок из организаций, подтверждающих отсутствие задолженности, теперь достаточно предъявить квитанцию об оплате за последние два месяца.

    Если вы задолжали - не стоит впадать в отчаяние: заключите соглашение с коммунальными организациями по погашению долга.

    Помните: субсидии назначаются на шесть месяцев в размере, не превышающем оплату ЖКУ за последний месяц.

    Кстати

    Тариф на техническое обслуживание лифтов складывается из ежемесячной суммы договора на техническое обслуживание, заработной платы лифтера, ежегодной страховки собственников от несчастных случаев, платы за ежегодное техническое испытание и электрическое измерение лифтов. Повышение расценок на любую из этих составляющих неизбежно приводит к росту тарифа.

    На заметку

    Краснодарская краевая корпорация жилищного самоуправления, куда можно обратиться за консультацией в случае коммунальных проблем, - (861) 259-92-17.

     

    Поделиться