В январе Кировский районный суд Перми рассмотрит вопрос о лишении родительских прав жителей Перми Павла Лаптева и Ольги Кирьяновой, которые за 500 тысяч рублей хотели продать свою двухмесячную дочь.
Дочь на продажу
Приговор по уголовному делу в отношении Кирьяновой и Лаптева уже вынесен. Но гораздо острее стоит другой вопрос - почему государственные и муниципальные органы до последнего момента оставались безучастными к судьбе ребенка.
В июне этого года в центре Перми сотрудники милиции задержали двух безработных и бездомных жителей Перми. Они попытались продать им свою маленькую дочку - Елизавету. Сведения о том, что в Кировском районе краевого центра выставили на продажу грудного младенца, поступили в милицию в июне 2009 года.
Оказалось, что живущие в гражданском браке Лаптев и Кирьянова остро нуждаются в деньгах и хотят прикупить себе комнату в общежитии. Поскольку денег у них не было, они решили продать свою младшую дочь, рассудив при этом, что хватает хлопот и со старшей дочерью - полуторагодовалой Альбиной.
Выкупать ребенка милиционерам пришлось в спешке, так как им стало известно, что родители могут продать младенца нашедшимся покупателям из Средней Азии. Сделка состоялась возле бассейна "Жемчужина". Крупную сумму денег для инсценировки выкупа пришлось "позаимствовать" у банка. Состоятельные "покупатели" двухмесячной малышки подъехали на роскошном "Лексусе". Чтобы представить свой "товар" в лучшем виде, семейная пара потратила на нарядную одежду своей дочки последние деньги.
- Нас больше всего поразило, что родители даже не поинтересовались дальнейшей судьбой своей дочки, - говорит Роман Камалов, заместитель руководителя межрайонного следственного отдела по Перми СУ СКП РФ по Пермскому краю. - Ведь заранее понятно, что богатые люди могут легко и законно усыновить ребенка в детском доме, а вот так, конспиративно, малышей приобретают только на органы. Я, честно говоря, даже не припомню такого случая.
- Они заранее готовились продать ребенка, - говорит Елена Коркодинова, следователь по особо важным делам следственного управления СКП РФ по Пермскому краю. - Еще в апреле забрали документы на девочку из больницы, сказали, что переезжают из Перми в село Култаево. После этого ребенок просто пропал из поля зрения всех социальных служб.
Семья без учета
Следственные органы возбудили уголовное дело по факту купли-продажи заведомо несовершеннолетнего, находящегося в беспомощном состоянии (пункты "б", "з" части 2 статьи 127.1 УК РФ). Следователи выяснили, что версия Лаптева и Кирьяновой об отсутствии у них жилья также несостоятельна: квадратные метры у них были в избытке, только вот распоряжались они ими крайне безалаберно. Лаптев имел жилье в Кировском районе Перми, где проживал со своей матерью. Однако пьющая родительница превратила квартиру в притон. Ее по сути превратили в хлев, и, чтобы избежать выселения, Лаптев с помощью одного своего знакомого поменял это жилье на двухкомнатную квартиру в Краснокамске.
Вскоре этот знакомый узнал, что Лаптев и Кирьянова снова появились в краевом центре, пьянствуют, ночуют в подъездах, причем вместе с ребенком. Выяснилось, что квартиру в Краснокамске они потеряли и стали бездомными.
Знакомый пожалел молодую семью и устроил их в двухкомнатном благоустроенном доме, принадлежавшем его жене, в поселке Таежный, недалеко от Перми, в районе курорта Усть-Качка. Но и там они не смогли жить, и снова начали бродяжничать вместе с маленьким ребенком.
В прошлом году они уже искали покупателей для старшей дочери, но мама пожалела ребенка и передумала. А в марте 2009 года у Лаптева с Кирьяновой родилась вторая дочь - Елизавета. С двумя младенцами бездомным и безработным родителям пришлось туго. И они твердо решили продать младшую, причем родители знали, что у нее тяжелое заболевание - порок сердца - и без медицинской помощи она может не выжить.
- Никому не было до них дела, - отметила Елена Коркодинова. - Сама Ольга Кирьянова с 2006 года состояла на учете как находящаяся в социально опасном положении. А когда в прошлом году ей исполнилось 18 лет, с учета сняли и перестали обращать на нее всякое внимание. А то, что у нее двое грудных детей, и она с ними болтается по подъездам, никого не заинтересовало.
Лишний ребенок
Ребенка Лаптев с Кирьяновой продавали как вещь. Вот выдержки из записи разговора с покупателями.
Покупатель: А что, с ребенком проблемы какие-то? Что продаете?
Кирьянова: Мы.., не нужен нам, у нас их двое так-то…
Лаптев: У нас старший еще.
Покупатель: Старший?
Лаптев: Да, год и три.
Покупатель: Не жалко?
Кирьянова: Жалко, а че теперь делать-то?! Хм.
Покупатель: А что, так деньги нужны?
Кирьянова: Мы хотим…
Покупатель: … всякие там?
Кирьянова: Мы собираемся покупать комнату, и потом срочно деньги нужны.
Получив деньги от милиционеров, Лаптев хладнокровно написал расписку.
"Расписка. Я, Лаптев Павел Леонидович и Кирьянова Ольга Вениаминовна получили 500 т. р. (пятьсот тысячь) рублей за своего ребенка Кирьонову Елизавету Павловну претензий матерьялных и моральных не имеем. Продали добровольно. Лаптев П. Л. Кирьянова (орфография автора сохранена - прим. ред.)".
Сама Кирьянова, увидев пачки денег, очень обрадовалась. Ей пришелся по вкусу такой легкий способ получения заработка. Счастливая, она тут же поинтересовалась, есть ли у кого нибудь знакомые врачи, чтобы убрать поставленную ей в роддоме противозачаточную спираль.
- Где бы мне спиральку убрать, - веселилась она. - Я бы это дело (рождение детей и их продажа) на поток поставила.
Возбудив уголовное дело, следователи задумались, как вообще мог произойти в Перми такой чудовищный случай. Отец девочек, 22-летний Павел Лаптев, нигде не работал и даже не собирался. Нравилось ему только одно занятие - пьянствовать. Он даже документы все потерял, в том числе и паспорт, и восстанавливать их не собирался.
Председатель комиссии по делам несовершеннолетних Кировского района Перми сообщил следователю Коркодиновой, что после постановки Ольги Кирьяновой на учет она исправилась, перестала бродяжничать и выучилась на швею. В связи с совершеннолетием с учета ее сняли. Больше ни ее судьба, ни участь детей чиновников не интересовала. Правда, в марте был тревожный сигнал от патронажной сестры, осматривавшей ребенка, - мать не хочет кормить его грудью. Она сообщила об этом в районный отдел опеки. Но там этому факту не придали никакого значения.
После того, как Кирьянову задержали за торговлю младенцем, в Кировском районе собрали межведомственное совещание. В итоге чиновники решили усилить контроль за семьями, находящимися в социально опасном положении, а для детских врачей планируют провести семинар. На этом все и закончилось.
- В деятельности органов здравоохранения имеются недоработки в надзоре за семьей Кирьяновой, так как смена места жительства и постановка на учет семьи никак не отслеживались, - говорит Любовь Копылова, начальник сектора опеки и попечительства отдела по делам семьи и детства администрации Кировского района Перми. - Комиссия по делам несовершеннолетних никакой информации по этой семье в орган опеки не представляла. Если бы такая информация имелась, то Кирьянову и ее ребенка вновь поставили бы на учет.
Сейчас Павел Лаптев начал отбывать реальный трехлетний срок наказания, вынесенный ему Свердловским районным судом. Ольга Кирьянова лишена свободы условно, поскольку никому из родственников Лаптева и Кирьяновой маленькие девочки - Альбина и Елизавета - оказались не нужны, малышей поместили в детский дом.