Ставить ироничную пьесу "Дом, который построил Свифт" в театр приглашен известный режиссер Виктор Шрайман.
В афише театра "У Моста" этот спектакль назван короче - просто "Свифт". Виктор Шрайман, создатель своего кукольного театра "Буратино" в городе Магнитогорске, уже ставил горинскую пьесу - около 25 лет назад. Так что вариант в театре "У Моста", можно сказать, восстановление того легендарного спектакля.
- Пьесу Григория Горина "Дом, который построил Свифт" мы в Магнитогорске поставили первыми в стране, - вспоминает Шрайман. - И фильм Марка Захарова, и телеспектакли были уже потом. Сам Горин был на нашем спектак-ле в "Буратино", и в антракте он назвал наш театр европейским. Так высоко оценил постановку пьесы.
Ироничный и глубокий спектакль про судьбу великого ирландского сатирика Шрайман больше не ставил ни в одном театре. Предложение руководителя театра "У Моста" Сергея Федотова поставить в Перми "Свифта" оказалось неожиданностью.
- Этот спектакль был очень дорог мне, но с его постановки прошла уже четверть века, - размышлял режиссер. - А Федотов сказал: "Я хочу вернуть вашей душе тело". И тогда я согласился поставить "Свифта" снова…
Спектакль "Свифт" - о сложных взаимоотношениях художника и общества, художника и власти, об исцеляющей силе искусства, о делах сердечных и даже о судьбах эмигрантов. Сказочные персонажи из свифтовского "Гулливера" - великан Глюм, лилипуты, господин Некто, живущий так долго, что забыл свое собственное имя - то ли сумасшедшие, для которых и строил дом Свифт, то ли талантливая театральная труппа, на протяжении нескольких лет играющая один спектакль по хитроумному сценарию.
- К счастью - или к несчастью! - эта пьеса Горина снова стала актуальной, - считает режиссер. - К счастью потому, что мы можем снова вернуться к ней. А к несчастью потому, что болезненные, колючие вопросы этой пьесы вернулись в нашу жизнь. Например, отношения творца и толпы. Можно процитировать саму пьесу, один из персонажей в конце говорит: "Свифт нанял актеров, чтобы они донесли его мысль до зрителей. Но власть оказалась хитрее - она наняла зрителей". Это про наше общество, лишенное болевого порога, непробиваемого для сопереживания, про средства массовой информации, потерявшие стыд и чувство времени. Это драма художника, который не востребован - его едкие сатиры никого не злят, оставляют равнодушными, потому что их смысл не может пробиться к сознанию "йеху", олицетворяющих толпу.
Однако, по словам Виктора Шраймона, "Свифта" в театре "У Моста" нельзя назвать точным восстановлением его легендарного спектакля 25-летней давности. Здесь появились другие декорации, другая музыка - сохранились, правда, песни Вероники Долиной, написанные специально для этого спектакля. Появился новый важный персонаж - равнодушные и тупоголовые "йеху", толпа стала коллективным героем спектакля. По замыслу Горина, они семь раз появляются за окном Свифта, как раз напротив зрительного зала. Наблюдатели оказываются по обе стороны дома Свифта - зрители и толпа за окном могут полюбоваться друг на друга.